Расскажите об этой теме знакомому! |
Конференции на Куличках
Владимир Высоцкий Вопросы о песнях Высоцкого. Часть 3. (Страница 22)
|
Эта тема разбита на 43 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 |
перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Автор | Тема: Вопросы о песнях Высоцкого. Часть 3. |
Sentinel Member |
написано 23-01-2010 21:39
Т.е. "выгнали с Египета" -- "Исход"? Странная аналогия. Никто Моисея и Ко. не выгонял, наоборот, держали до последнего. IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 23-01-2010 21:42
Т.е. "выгнали с Египета" -- "Исход"? Странная аналогия. Никто Моисея и Ко. не выгонял, наоборот, держали до последнего. Согласен насчет неоднозначности последней строфы. Мишка говорит что его за пятую графу не пустили, но его все равно МУЧАЕТ ВОПРОС -- значит он не уверен. Зато уверен Коля. И на мишкино стремление обьяснить все 5й графой он усмехается. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 23-01-2010 22:13
Никто, конечно, не выгонял, но ВЫЖИЛИ - рабской жизнью. Мишка вполне мог считать, что выгнали. Ну, а какой ещё "позор" может желать смыть еврей аж с Рождества Христова? И "ответ единственный" - какой, действительно? Что такого знает Коля и не знает Мишка? [Это сообщение изменил Любитель (изменение 23-01-2010).] IP: Logged |
GDB Member |
написано 23-01-2010 22:48
Каждый может думать что хочет, но мне остаётся сослаться на столь нелюбимый одним уважаемым мной коллегой личный пример. Я был и остался атеистом крайне малограмотным в религиозных вопросах, но всё же знал об "исходе евреев из египетского рабства". И все знакомые мне евреи, знали. Изгнание из рабства - фраза бессмысленная. А вот в отношении идентификации, вопрос сложнее. В разговорах о войне с фашизмом, и в России и в Израиле я говорю "мы" о наших, советских, ведь и мой отец воевал с немцами (точнее, с "фашистской Германией", но это уже книжный оборот, на деле никто так не говорил),и нас с мамой немцы бомбили в Москве (бомба попала в детскую больницу, через дорогу). А вот в разговоре о Шестидневной войне, в бытность мою в СССР-России, я говорил "нашим" (т.е. советским) "там", в Израиле, навтыкали, а здесь, в Израиле, говорю: "наши" (т.е. Израиль) "им", т.е. арабам с советскими "советниками" и советской техникой, здесь навтыкали. Я никогда не был спорт. болельщиком, но сын, кстати говоря, служивший в израильской армии и регулярно проходящий сборы, и невестка, когда смотрят футбол и т.п. болеют за "наших", "русских". А увидев на тель-авивской улице "Ладу" я говорю (и думаю): "Смотри, наша", хоть машина российская. Вот и Мишка путает идентификацию "нас", русских, выгнали, а сам, как еврей, рвётся в Израиль. А не пустили его действительно, за "пятую графу", тут уж он не путает и усмехаться нечего, разве над наивностью вопроса "кто виноват": "отказничество" существовало именно по отношению к евреям, стремящимся в Израиль. Конечно, во Францию тоже не каждого бы тогда отпустили, но в равной степени, француза в энном поколении или русского, причём французские корни несколько подкрепляли надежду на получение визы во Францию на постоянное жительство. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 23-01-2010 23:50
Мишка не просто КАК ЕВРЕЙ рвётся в ИзраИль, он изгнанием из Египта мотивирует своё желание смыть обиду и защиту "суки одноглазой" - Моше Даяна. Т.е., "агрессивный, бестия" - потому что "они же нас выгнали с Египета". В таком контексте - не нас, советских, а нас - израильтян (будущих ) IP: Logged |
Лион Надель Member |
написано 23-01-2010 23:54
С чего это путаник Мишка вдруг становится великим "совейсЬким" патриотом, мол, нас, РУССКИХ, выгнали с Египету? Повторяюсь далее. Думаю, что в его подпитом состоянии шевелится мысль о том, что его предков далёких ВЫГНАЛИ, простите Мишке, он запамятовал, он вообще сказочный персонаж, он вроде, он понарошку не знает, что никто не выгонял, что удерживали, что был исход(см. моё прошлое письмо) Выгнали, философствует Мишка, ветхозаветных иудеев, а он потомок и их, и Христа... Он рвётся проучить, показать Кузькину мать тем, кто выгнал. Ещё в рассказе А. П. Чехова герой - мужик господам говорит, мол, ваших "фортепианов" нам не надо (читай, ваших тонкостей, сегодняшних политических реалий) не надо, вот ежели насчёт водочки помилосердствуете. Этот сказочно -анекдотический Мишка - простой и симпатичный человек, я бы с ним и Колькой не отказался "на троих" в стоячей столовой у трёх вокзалов 70-х годов. IP: Logged |
GDB Member |
написано 24-01-2010 12:24
Уважаемый Любитель, извините, ваш ответ в чём-то близок к рассказу о Мишке Я прочёл и ничего не понял: "изгнанием из Египта кого, кем?) мотивирует своё желание смыть обиду (кого обидели, чем?) и защиту (кого и от кого?) "суки одноглазой" - Моше Даяна". Кстати, обозвал Даяна и назвал агрессивным не Мишка, а его "сперва непьяный" друг. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 24-01-2010 13:56
Видимо, я путано выражаюсь, действительно. Но именно от Коли и пытается защитить в разговоре Мишка Моше Даяна. Аргумент - "они же нас выгнали с Египета!" Т.е, из-за них (арабов - египтян времён фараонов ), нам (евреям) пришлось уйти. Поэтому "агрессивность" вполне оправдана. Т.е., ещё раз повторюсь - моя трактовка полностью совпадает с версией Лиона. "Выгнали", сами ушли - Мишке не важно, важно, что ПРИШЛОСЬ уйти. Вот эту обиду новоявленый израильский патриот и желает смыть "с Рождества Христова". [Это сообщение изменил Любитель (изменение 24-01-2010).] IP: Logged |
GDB Member |
написано 24-01-2010 17:30
«Она говорит: «Я смотрю семь-сОрок, а он знает точно, что семь сорОк» - есть такая песенка. Я с самого начала сказал, что спорить в условиях когда никто не обладает бесспорной информацией невозможно, а можно только высказать свои ощущения. Высказали. Моё изначальное понимание было и остаётся единственным: поскольку советских спецов действительно ВЫГНАЛИ, сначала израильтяне с египетского Синая, а потом, вообще из Египта (уже сами египтяне выгнали, после разгрома, учинённого Израилем - не помогла и Звезда Героя Советского Союза, вручённая Насеру), то Мишку оскорбляет именно этот ФАКТ - "наших" выгнали. Следовательно, обида Мишки – это его реакция как советского гражданина, разрывающегося между двумя идентификациями, что очень характерно для «русских» евреев и вообще для евреев «рассеяния». Что же касается Египетского рабства, то не может еврей Мишка (напоминаю, человек с высшим образованием, врач) перепутать избавление с изгнанием даже в самом упившемся состоянии. Кроме бегства как такового, с египетским рабством связан ещё ряд событий. Вы считаете, что Мишка не знал о Египетском рабстве? Что он настолько дебилен, что перепутал бегство из рабства с изгнанием из поработившей страны? Пожалуйста. Ведь Мишки не было, а есть песня, которую Вы понимаете именно так. Но мне кажется, что это слишком примитивно для Высоцкого. [Это сообщение изменил GDB (изменение 24-01-2010).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 24-01-2010 18:22
Отчего же непременно дурака? Высоцкий описал человека да-неглупого, да-начитанного, да-с-высшим-образованием. Но, как это водится, - в частности, водилось у советских, - человека, знания которого чрезвычайно неглубоки, убеждения - тоже. Вполне возможно, что он не столько путает исторический выход из Египта с изгнанием ("выгнали"), сколько - сознательно или бессознательно - перетасовывает карты в угоду идее, которой он сейчас одержим. А собеседнику Коле, скорее всего, по барабану - выгнали или отпустили, так почему же не приврать? Высоцкий создал, как почти всегда, очень точный тип, создал на примере "нового сиониста"-еврея, но приметы этого образа гораздо более общи, выходят за пределы лишь национальных или социально-политических рамок. IP: Logged |
Лион Надель Member |
написано 24-01-2010 21:23
Политики грязна палитра, Михася, Коля, где поллитра, Украл я рифму, ну и что ж, Читатель, ты меня поймёшь, Презрев политику любую, Нальём, идя на мировую! IP: Logged |
GDB Member |
написано 24-01-2010 22:33
Каждый может представить что хочет, но представление не должно противоречить тому, что сказано вполне определённо. Местоимение может быть употреблено только в двух случаях: или после того, как объект был выражен существительным, в крайнем случае – указательным жестом: «вот они», или когда говорящий/щие подразумевает/ют себя. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 24-01-2010 22:49
Да сама интонация фразы "они же нас выгнали" говорит о том, что Мишка пытается кого-то оправдать. Ну, скажем,"они первые начали". А в предыдущих строках "агрессия" и "сука Моше Даян" - в устах Коли. Мне кажется, что спор тут очевиден. И зачем в самом начале песни Мишке, рисующем перед Колей райские кущи в Израиле, вдруг страдать за выгнанных советских спецов? Совершенно нелогично... IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 24-01-2010 22:58
В предыдущей части - речь шла не столько об Израиле, сколько о словах рассказчика Коли. О его прямой речи. Про это уже говорил - совершенно справедливо - Любитель. Мне остаётся повторить. Это Коля говорит про Даяна, обзывает его "сукой одноглазой", "агрессивным, бестия" (притом ещё и "чистым фараоном", что вообще верх забавности ситуации), и оперирует словами официальной советской пропаганды, называя действия израильтян "агрессией". Вот в ответ на этот пассаж и взврывается М. Шифман, конечно же, оправдывая действия Даяна и его армии: "Они же нас выгнали с Египета!". Кто "они" - да, не сказано прямо, но легко догадаться (особенно вспомнив парадоксально-юмористическое упоминание "фараона"). ** [Это сообщение изменил necrazyfan (изменение 24-01-2010).] IP: Logged |
Лион Надель Member |
написано 25-01-2010 12:50
Насчёт "оправдывая", согласен. Очень давно в ветхозаветные времена, они, суки, "нас выгнали с Египету". Позор надо смыть с иудеев! ОКО (АЗЫ!) ЗА ОКО! (Вот такой получается палиндром). IP: Logged |
GDB Member |
написано 25-01-2010 02:18
Спорить можно долго, убедить оппонента невозможно – нет бесспорных данных. Для меня – самый убедительный довод тот, что бегство из рабства невозможно перепутать с изгнанием и то, что нечёткость идентификации наблюдается у всех иммигрантов - вот и еврей Мишка на Рождество Христово ориентируется. А обмен мнениями можно продолжать. В 1967 году Израиль воевал не с Египтом, а с триумвиратом – Египет, Сирия, Иордания, плюс экспедиционные силы других арабских государств, и все получили сполна, что СССР назвал израильской агрессией. Кстати, древние египтяне не были арабами, это был другой народ, точнее – смесь разных народов, но не арабы. Впрочем, этого-то Мишка мог и не знать. [Это сообщение изменил GDB (изменение 25-01-2010).] IP: Logged |
Ильяс unregistered |
написано 25-01-2010 11:25
Ну, и наделал я тут шума! Ответ, насколько я понимаю, «ужасно прост и ответ единственный». Согласен с Лионом, все вышли из Египта, и Христос - тоже. Не согласен с тем, что Мишка глуповат и спьяну наговорил, не знай, что. Он очень даже «башковит», за что его и не пустили «туда». А пятая графа - только отговорка, о чем догадался и Коля. Не согласен ещё с тем, что слова «выгнали с Египета» относятся к войне наших дней. Ведь Коля сам спровоцировал Мишку вспомнить о древнем Египте, обозвав Моше Даян фараоном, и о каком-то «позоре». По-моему, в Библии что-то, намекающее на позор должно быть (честно - я, в отличие от Мишки Шифмана и, соответственно, Высоцкого не могу похвастаться знаниями Библии), мне так кажется. IP: Logged |
GDB Member |
написано 25-01-2010 13:47
Cпасибо Ильяс за интересный вопрос, вызвавший бурный обмен мнениями. Считаю, что надо отделить факты, исторические и текстовые: для спора их надо знать, от толкований – каждый имеет право на своё. ФАКТЫ исторические, здесь спорить и предполагать бессмысленно. Древние евреи жили на территории Ближнего Востока. Один из еврейских родов, спасаясь от голода, около 2000 лет до н. эры, откочевал в Египет, который уже был государством, возглавляемым фараоном. В Египте евреи были обращены в рабство и удерживались там насильно, выполняли тяжёлую, грязную работу, подвергались унижениям. Еврейских младенцев убивали. Освобождение из Египетского рабства (по разным данным между 1445 г. – и 1212 г. до новой эры) – одна из главнейших вех в истории еврейского народа, а праздник в память о выходе из Египетского рабства – главный, самый радостный и торжественный еврейский праздник. В России его называют «еврейская пасха». Древние египтяне – не арабы. МНЕНИЯ. Моё - перепутать праздник освобождения с изгнанием невозможно. Если кто-то не знает о событиях в Др. Египте из учебника истории (наше поколение, к которому относятся и Мишка, и сам Высоцкий этого не проходило, соответствующей темы ни в школьной программе, ни в учебниках просто не было), то знает об этом в связи с праздником «Пасхи», следовательно, знает именно об освобождении из рабства. ФАКТЫ. Выход евреев из Египта произошёл, следовательно, много раньше (1450 – 1200 лет) рождения Христа, поэтому считать, что «Христос вышел из Египта» можно только очень фигурально. МНЕНИЯ. Моё – именно это событие Мишка воспринимает как позорное изгнание из Египта, в 1967 г.,точнее, из египетского Синая. Тогда это потрясло всё советское общество, в т.ч. родило массу анекдотов. Моих оппонентов – Мишка игнорирует этот факт, который имел место на его глазах и вызвал бурную реакцию в СССР, от правительства: "израильская агрессия", до рынка: "Подхожу к лифту, а они уже тут" ФАКТЫ. Выходцы из России в Израиле (и другие иммигранты в др. странах), говорят «наши» «мы» и т.п. иногда имея в виду своё новое положение, иногда – страну исхода. В частности, Мишка упоминает «Рождество Христово», хотя для еврея это совсем неестественно. МНЕНИЯ. Повторять не стану, всё на этой странице и каждый имеет право на своё. [Это сообщение изменил GDB (изменение 25-01-2010).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 25-01-2010 16:49
==ФАКТЫ. Выходцы из России в Израиле (и другие иммигранты в др. странах), говорят «наши» «мы» и т.п. иногда имея в виду своё новое положение...== В том и закавыка, что М. Шифман - не в Израиле пока что, а в России. И как человек, одержимый, не побоюсь второй и последний раз повторить, сионистской идеей и собирающийся в Израиль "смывать позор", с особой тщательностью употребляет это "мы", отождествляя себя с евреями, с израильтянами, с их армией, а не с Советами, которые люди с настроениями, подобными Мишкиным, воспринимали тогда как врага. И, кстати, "смыть позор" он, скорее всего, собирается именно традиционным способом - кровью, то есть будучи воином этой самой - Даяновской - армии. Напоминает что-то, не правда ли? IP: Logged |
Любитель Member |
написано 25-01-2010 17:54
Могу только присоединиться к предыдущему оратору. Уважаемый ГДБ, Вы упираете на исторические факты, но не на логику песни. А Мишку исторические факты не слишком интересуют, ему надо Колю убедить, зажечь своей идеей. Ну к чему ему отождествлять себя в этом разговоре с советскими спецами? А патриотизм будущего израильтянина - психологически оправдан. Далее - умолкаю, поскольку аргументы исчерпаны и пошли, кажется, по второму кругу. [Это сообщение изменил Любитель (изменение 25-01-2010).] IP: Logged |
GDB Member |
написано 25-01-2010 19:23
Пока готовил ответ, появился новый укор, отвечу позже. Совершенно верно, уважаемый necrazyfan. Это один из вариантов изменённой самоидентификации. А вот другой, именно об этих же самолётах. Когда только в одном бою израильтяне, не понеся потерь, сбили два десятка «Мигов», выспускавшихся, в т.ч. на «нашем» иркутском авиазаводе, где работал и мой отец, был и такой разговор: «Как «они» с «нашими» Мигами разделались! Не Шаинский, конечно, но тоже советский еврей с правом голоса. Может курьёз, но буква "Г" в марке "МИГ", означает Гуревич, еврей, однако. Обсуждать можно ещё долго, но подчеркну, что война 67 года, которая теперь многими воспринимается как некоторая абстракция и поэтому не принимается во внимание как версия, вызвала тогда «переворот в мозгах из края в край». [Это сообщение изменил GDB (изменение 25-01-2010).] IP: Logged |
GDB Member |
написано 25-01-2010 19:29
Ни одно событие, ни 6-тидневная война, ни исход из египетского рабства, не имели ни малейшего отношения к христианству, поэтому Рождество я воспринимаю только как временную веху, которую Мишка усвоил, общаясь с русскими друзьями. Никоим образом невозможно смыть оскорбление с Христа, перебравшись в Израиль, где христианство – религия меньшинства: небольшой части арабов, жителей армянского квартала в Иерусалиме, служителей христианских миссий и иностранных рабочих. Мысль, которая «ко мне» не приходила раньше. IP: Logged |
GDB Member |
написано 25-01-2010 20:05
Уважаемый Любитель, вместо ответа позволю себе чуть изменить Ваш пост: Уважаемый ГДБ, Вы упираете на исторические факты, но не на логику песни, КАК Я,"ЛЮБИТЕЛЬ", ЕЁ ПОНИМАЮ, СОВЕРШЕННО НЕ СООТНОСЯСЬ С ФАКТАМИ. А Мишку исторические факты не слишком интересуют, ЧИХАТЬ ЕМУ НА ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ему надо Колю убедить, зажечь своей идеей, ПОЭТОМУ ОН БЕРЁТ ДОВОДЫ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФАКТОВ. СНАЧАЛА ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СЕБЯ И СОБЕСЕДНИКА В ЭТОМ РАЗГОВОРЕ С ПЕРЕНЕСШИМИ ПОЗОР РАЗГРОМА РОССИЯНАМИ. А ПОТОМ, ОПИРАЯСЬ НА ПАТРИОТИЗМ израильтянина, психологически ДИСТАНЦИРУЕТСЯ ОТ ПОЗОРА, И ДРУГУ ПРЕДЛАГАЕТ ТО ЖЕ. Далее - умолкаю, поскольку аргументы исчерпаны, ЕСЛИ УВАЖАЕМЫЕ ОППОНЕНТЫ НЕ ПОДБРОСЯТ НОВЫХ, ИЛИ МЕНЯ НЕ ОЗАРИТ НОВАЯ ИДЕЯ [Это сообщение изменил GDB (изменение 25-01-2010).] IP: Logged |
Лион Надель Member |
написано 25-01-2010 20:21
Третий круг, а не второй, уважаемый Любитель... "Третее за ним ищу, Четвёртое дыханье, - Ну я на пятом сокращу С гвинейцем расстоянье!... А гвинеец Сэм (Брук) Обошёл меня на круг...(:-). IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 25-01-2010 20:26
==поэтому Рождество я воспринимаю только как временную веху, которую Мишка усвоил== Конечно, как временнУю, с этим спорить не приходится; никто и не спорит. Только не в смысле даты праздника Рождества, а в смысле времени рождения его "виновника"; то есть речь идёт об летоисчислении. А смысл этого в устах Мишки - в том, что он (совершенно справедливо) относит этот конфликт, противостояние, проблему, назовите как угодно, - к истокам его, ко временам "былинным", а не к факторам "текущего момента", о которых Вы говорите. То есть - он, М. Шифман, не лишён глобальнсти, "философичности" мышления, - сказано же: "башковит"! А то, что вехой, точкой отсчёта он избирает время рождения Христа, - как раз и обусловлено его "нахватанностью", поверхностностью его знаний (слышит звон, да не знает, где он), кашей в голове, которая очень характерна для советской (советско-еврейской, в частности) интеллигенции того (Мишкиного) времени, да и нашего, нынешнего тоже. ==был и такой разговор: «Как «они» с «нашими» Мигами разделались! Не Шаинский, конечно, но тоже советский еврей с правом голоса.== Что это доказывает? Что многие из советских евреев идентифицировали себя советскими, а многие из этих были патриотами Союза нерушимых и даже отьявленными ненавистниками Израиля? С этим опять же никто не спорит! Но в песне-то Высоцкого идёт речь НЕ О ТАКОМ еврее, явно не о таком. И с этим нельзя не считаться, говоря-таки о песне Высоцкого, а не рассуждая об политике и социуме вообще. На этом последую примеру Любителя, - умолкаю. IP: Logged |
GDB Member |
написано 26-01-2010 03:35
Я давно сказал всё, но продолжал отвечать на реплики. И сейчас увидел, что меня не поняли. Цитированную фразу "они" расправились с "нашими" МИГами сказал мой отец, мечтавший с 1948 года, со дня образования Израиля, уехать "туда" из СССР и называвший внешнюю политику СССР - бандитской. Только в отношении войны с Германией он делал исключение, считая войну против фашизма справедливой. Т.о. я демонстрирую пример "переменной" самоидентификации. А строить объяснения на основании игнорирования фактов и замены их выдуманными обстоятельствами имеет право каждый, красиво жить не запретишь. [Это сообщение изменил GDB (изменение 26-01-2010).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 26-01-2010 14:09
Да, контекст всего, что говорится, играет огромную роль. Вот и в этом случае, зная "обстоятельства" человека, сказaвшего фразу про МИГи, можно предположить (прошу прощения за то, что, возможно, вторгаюсь в личную область, но Ваш пример и обьяснение, думаю, дают мне некоторые основания для этого и извиняют), что слова "они" и "наши" в сказанном имеют не много общего с громким словом "само-идентификация", зато другое слово - "разделались", возможно, более красноречиво свидетельствует об истинном отношении говорившего - и к "ним" и к "нам" (т.е. его симпатии не на стороне "нашего", советского хозяина самолётов). И если это действительно так, то пример Ваш тем более противоречит Вашей трактовке Мишки Шифмана: Вы же приписываете ему вроде как искреннюю обиду за поражение советских в том конфликте, что выглядит странно при общей, как я её понимаю, идее этого образа. Но знаете что? - я подумал: всякое может быть :-), а Высоцкий горазд на сюрпризы и открытия для очень даже разных людей, и как бы парадоксально ни звучали друг для друга версии, которыми мы все тут делимся, ничего не проходит впустую, всё - во благо. Спасибо! [Это сообщение изменил necrazyfan (изменение 26-01-2010).] IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 26-01-2010 23:35
====== Мысль, которая «ко мне» не приходила раньше. Советская военщина в 1967 г. впервые перенесла неслыханное оскорбление. И Мишка, будучи советским гражданином, нёс на себе это пятно. А вот приняв израильское гражданство, он смывал оскорбление, т.к. становился гражданином страны-победительницы. ====== Мне кажется, это вполне жизнеспособная теория. Типа "не хочу иметь ничего общего ни с вами, ни с вашим позором". IP: Logged |
Любитель Member |
написано 26-01-2010 23:42
Смыть позор, переметнувшись к победителям? И не могу "простить оскорбления" - значит, уезжаю в победившую страну? М-да... Мишка Шифман, оказывается, баальшой оригинал IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 26-01-2010 23:48
Ну да, а что такого? Желание смыть с себя позор, отрекшись от опозорившегося сообщества -- не такое уж "оригинальное". IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 27-01-2010 12:32
Проконсультировался с мамой. Она считает, что имелась в виду высылка советских военспецов, которая произвела огромное впечатление на совобщество. Мишке в тот момент кажется, что он, по приезде в Израиль, сразу запишется в Цахал и пойдет мстить "Египету". По-моему, все логично. Слушайте маму! IP: Logged |
Лион Надель Member |
написано 27-01-2010 01:09
Пятое дыхание...(:-). IP: Logged |
Ильяс unregistered |
написано 27-01-2010 07:35
Гвоздь программы - фараон ;-) IP: Logged |
GDB Member |
написано 27-01-2010 13:11
Уважаемый Ильяс, по-моему, Вы слишком большое значение придаёте здесь египетскому фараону. Слово фараон часто встречается в литературе как название полицейских и т.п.. Слова "мент" и "мусор" в 60-х - 70-х ещё не вытеснили полностью слово "миллиционер", как в современном языке. Посмотрите рассказы О.Генри, "Белеет парус..." В.Катаева и др. Конечно, все (или почти все) знают источник этого слова, но "на плаву", в живом разговоре оно держалось не благодаря нескольким страничкам учебника истории для 5-го класса, а благодаря современной литературе. Сравните со словом "сатрап" - мало кто, употребляя это слово, думает о его происхождении. Неужели, услышав "сатрап", вы представите др. персидского чиновника? IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 27-01-2010 16:44
И снова не грех напомнить, что мы здесь говорим о Высоцком, а не об "узаконенных" улицей, обществом и литературой традициях. Вкратце и к нашему случаю будет так: если он употребил слово "фараон", да ещё (обращаю внимание! это очень важно!! ) в тексте, непосредственно связанном с Израилем, то можно быть уверенным, что употребил не потому что "так уж водится", и уж точно не только следуя "традиции", по которой это слово употребляется сплошь и рядом, в частности "как название полицейских и т.п". Можно сказать: он почти никогда ничего не говорил "просто так". И это не в смысле "ах какой гениальный!", а просто - свойство его, так сказать, художественного метода, не раз доказанное вдумчивыми исследователями. Поэтому значение, которое следует придавать любому из его слов, никогда не бывает "слишком большим", - наоборот, возможно, обернётся сторицей понимания того, что ОН САМ хотел сказать. Ну не хотел же он, в самом деле, сказать и это, и то, и пятое, и десятое одновременно...
[Это сообщение изменил necrazyfan (изменение 27-01-2010).] IP: Logged |
kommentarij Moderator |
написано 27-01-2010 17:48
Да ладно, будет вам. Как раз ведь удачно вписалась как двусмысленность слова "фараон", так и повторяемость выгона из Египта. Зачем выбирать? Добавим к этому, что в Библии затронута и тема врачей-вредителей: [Это сообщение изменил kommentarij (изменение 27-01-2010).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 27-01-2010 19:20
==так и повторяемость выгона из Египта== Дак конечно же! Потому М. Шифман именно тот - самый первый - выгон, ли выход ли, - и упоминает. Тем самым демонстрируя историографический, так сказать, философский подход к событиям, а не зацикливаясь, подобно телевизионным шарлатанам-обозревателям ("что мы видим... кроме телевидения?") на попытках обяснить всё сиюминутно-локальными факторами. А выбирать - непременно надо! Вот говорим: нет достаточно фактов в песне, чтобы остановиться на какой-либо одной "версии", поэтому - ну давайте каждый останемся при своей: песня позволяет. Ну давайте останемся. Да только песня - вряд ли позволяет. И факты есть. Но лежат они не вне песни, а внутри её, вот в этих самых словах, во внутренней логике текста. Возьмём первую же строчку - "Мишка Шифман башковит". Затем представим, что в словах "Они же нас выгнали с Египета, оскорбления простить не могу такого... и т.д." говорится конкретно о факте, действительно имевшем место незадолго до диалога Мишка-Коля. С этим представлением прочтём (послушаем) всю песню от начала до конца. Вопрос: в чём выражается то, что герой "башковит"? Ведь эта башковитость должна у него в чём-то проявиться в пределах песни - явно или косвенно! Должна она как термин, как образ получить своё развитие. А она - не проявляется. Нельзя же назвать "башковитостью" тот "политический обзор", который он проводит на протяжении всей песни (если предположить, повторю, что "выгнали и т.д." - о современном политико-текущем моменте). Ведь там же нет ни одной его самостоятельной мысли, ни одного сколько-нибудь завалящего вывода! Какое там "башковит"... Так что, получается, Высоцкий "задвинул" это просто так, для красного словца? Нет, конечно. Потому что М. Шифман хоть и безусловно берёт в расчёт (а не игнорирует, как здесь говорили) современную политику, но не просто перечисляет факты (а он их, может быть, и перечисляет... вот здесь: "и такое рассказал, и до того красиво"), - a идёт глубже: он анализирует и обобщает, справедливо относя причины и истоки конфликта к незапамятным временам. То есть даёт предельно ёмкий и краткий "историко-философский экскурс". И это реальное и, похоже, единственное в тексте доказательство тому, что он действительно "башковит". Вот как, похоже, работает слово у Высоцкого. А мы говорим - недостаточно фактов... IP: Logged |
Любитель Member |
написано 28-01-2010 12:01
Мишка, конечно, большой путаник в этом своём "экскурсе", но для Коли - безусловно "башковит". Что касается исторического "выхода-выгона", то есть ведь и не совсем к месту Мишкой употреблённое, но оттого и смешное "Рождество Христово"! Неужели - из пушки по воробьям - Высоцкий употребил это выражение в пустейшем смысле - "с 7-го января"! Текущего года, что ли? [Это сообщение изменил Любитель (изменение 28-01-2010).] IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 28-01-2010 12:24
Вах, куда Некрэйзи заносит... У ВВ, кстати, немало слов и фраз, вставленных просто для красоты, без особого "внутреннего смыслу". IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 28-01-2010 12:42
Смысла-Ноль, я когда-то высказался по Вашему поводу, думал, последний раз, но Вы продолжаете коверкать...ся. Теперь у меня к Вам только предложение есть: не пошёл бы ты, а? IP: Logged |
Эта тема разбита на 43 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Все время ET (US) | перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Powered by: Ultimate Bulletin Board, Version 5.40
© Infopop Corporation (formerly Madrona Park, Inc.), 1998 - 1999.