Расскажите об этой теме знакомому! |
Конференции на Куличках
Владимир Высоцкий М.Шемякин. Иллюстрации к произведениям В.Высоцкого (из коллекции С.А.Дёмина) (Страница 1)
|
Эта тема разбита на 12 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Автор | Тема: М.Шемякин. Иллюстрации к произведениям В.Высоцкого (из коллекции С.А.Дёмина) |
АлександрА Member |
написано 15-04-2008 18:53
IP: Logged |
АлександрА Member |
написано 15-04-2008 18:55
IP: Logged |
АлександрА Member |
написано 15-04-2008 18:56
IP: Logged |
АлександрА Member |
написано 15-04-2008 18:58
IP: Logged |
АлександрА Member |
написано 15-04-2008 18:59
IP: Logged |
2Echo2 Member |
написано 15-04-2008 19:20
Вот пересматривала иллюстрации и подумала - вот как все таки удавалось самому Высоцкому в песнях, какой бы сложной тематики он не касался сберечь Доброту и настрой на Свет. Хоть казалось бы лез в самые темные закоулки души. IP: Logged |
kommentarij Member |
написано 15-04-2008 19:32
Кстати, у Чака и Попова использовано все, кроме рисунков к "Ошибка вышла" и "Побег на рывок". IP: Logged |
kommentarij Member |
написано 15-04-2008 19:34
Кстати, "Сволодарский" - как, не сильно обиделся? IP: Logged |
Анна Лозовая Member |
написано 06-05-2008 10:08
жестко. Но справедливо( IP: Logged |
БОРИС Member |
написано 06-05-2008 12:10
СУПЕР!!! IP: Logged |
sergV Member |
написано 07-05-2008 06:50
Классное издание!!! Помнится, двадцать лет назад радости было на месяц, когда приобрел этот альбом! IP: Logged |
vordolzhensidettvtyurme Junior Member |
написано 08-05-2008 21:07
Интересно было бы посмотреть на картины М. Шемякина, по мотивам которых написаны "Тушеноши" IP: Logged |
АлександрА Member |
написано 21-07-2008 11:43
Тема перенесена на новый форум. Адрес темы: http://vysotsky.ws/index.php?showtopic=256&st=0&gopid=1184entry1184 IP: Logged |
Zebra Member |
написано 21-07-2008 19:36
Пропустила я когда-то эту тему, теперь вот догоняю. И, простите за каламбур, никак не догоню: рука мастера-рисовальщика очевидна, но никак не могу избавиться от ощущения примитивной иллюстративности в сравнении со стихами Высоцкого, к которым сделаны эти рисунки. IP: Logged |
БОРИС Member |
написано 30-07-2008 23:04
Мне так кажется, что словесный, духовный стержень стихов, конечно, сильнее попыток их иллюстрировать. Выразительная мощь, накал ярче. Слово как бы остается первичней. А потом ИЛЛЮСТРАЦИЯ в книге всегда к ЧЕМУ-ТО. Она как бы изначально не слишком самостоятельна. Жаль, что у Шемякина жестче, страшнее оценка действительности. А, может, и не жестче... А, может, и не оценка... Так почему-то хочется посмотреть ВСЕ рисунки. Обычно у художников, иллюстрирующих любые словесные произведения, редко получается встать на уровень выразительности поэтов-писателей. Пусть даже рисунки и делает такой мастер, как Шемякин. Но образы у него все равно не стандартные, не примитивные. А потом, наверное, следует все же учесть, какой это год. IP: Logged |
Zebra Member |
написано 31-07-2008 18:35
Конечно, редко какому художнику удается «стать вровень» с иллюстрируемым произведением. Меня поразило именно то, что Шемякин не попытался найти какую-то свою метафору, а сделал – как бы это поточнее сказать – этакие диссидентские, анти-советские рисунки. А в произведениях Высоцкого как раз этого прямолинейного уклона и нет. Странно такое соседство не только потому, что Шемякин – талантливый художник, а еще больше – потому, что он был другом Высоцкого и не чувствовать этой доминанты он не мог… Да, Борис, наверное, все дело в дате, этот советский режим так уже до чертиков надоел, что противостояние ему застило глаза многим, казалось нам, что это самое главное. Вот и тем, кто уехал, видно, тоже… IP: Logged |
Zebra Member |
написано 31-07-2008 18:37
Между прочим, и "Тушеноши" Высоцкого, по-моему, намного сильнее картин Шемякина на эту тему. Но это уже тем более дело субъективное. IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 03-08-2008 20:09
Со мной смеются складки в малиновом плаще. С покойных взятки гладки... Замечательные по красоте и смысловой насыщенности строчки. "Складки" как изобразительный символ жизни, движения, чувствования. "Говорящие" морщины на лице "видавшего виды" человека; складки одежды, реагирующие на малейшее движение её обладателя; драпировка вокруг постановочного натюрморта, которая подчас одна только и делает натюрморт - живым; тяжёлое колыхание складок таганско-гамлетовского занавеса... Признаки этого света. На том - не только "косую неровную сажень распрямляют", но и складки выравнивают. Там их нет. "... с покойных взятки гладки". В следующем году великий знакомец Высоцкого напишет: Мир состоит из наготы и складок. (Бродский, "Римские элегии") К чему я это говорю здесь? На каждом из шемякинских листов - что-то вырисовано с фотографической дотошностью, включая каждую возможную складку, что-то - здесь же, рядом - только обозначено контуром - без нюансов. Приём этот в мировой графике не нов, но я попытался найти закон, по которому Шемякин пользуется им в этих иллюстрациях, и что, возможно, обнаружило бы другой смысловой пласт - подобно тому, как обнаруживаются они у Высоцкого. Т.е., то, что бы "разбавило" простую "иллюстративность" этой графики (то, о чем Вы, Zebra, писали). Не нахожу; не вижу "закона". Что-то, должно быть, упускаю... IP: Logged |
Любитель Member |
написано 03-08-2008 20:24
Прежде всего - иллюстрации холодно-профессиональны, и не более. Вы видели новый памятник ВВ в Самаре? Там та же иллюстративность, нагромождение символики, и та же холодность... IP: Logged |
БОБ Member |
написано 03-08-2008 20:32
Мне кажется, рисунки эти с потаенным смыслом. Посмотрите внимательней. Почти на каждом из них, даже в электронном виде появляются-проявляются странные символы-загадки. Фигуры прорисовываются какие-то. Например, нос-задница, мозги-фигура. Нашли? Смысл их, возможно, понятен самому художнику. Все же следует учитывать ВРЕМЯ, в котором они-рисунки были созданы. Посмотреть бы оригиналы... Рисунки такие многослойные, что их нужно очень внимательно рассматривать. IP: Logged |
БОБ Member |
написано 03-08-2008 20:36
Скорее всего, новый памятник в Самаре - типичная дань современной условности. Человек на нем не выражается, а как бы представляется. Возможно, это происходит оттого, что сделано по ЗАКАЗУ. Не знаю... Но памятник по сути ХОРОШ, потому что хотя бы понятен. Да, и идея присутствует.
IP: Logged |
Zebra Member |
написано 03-08-2008 23:25
Уважаемый Necrazyfan, а мы с Вами снова в унисон. :-) Спасибо за пост, читала с большим удовольствием. Только до Вашего разъяснения мне всё казалось: а что это Necrazyfan - да вдруг не по теме? :-) Эти стихи и те рисунки - как из разных миров... IP: Logged |
GDB Member |
написано 04-08-2008 01:18
БОРИС написано 30-07-2008 23:04: «Обычно у художников, иллюстрирующих любые словесные произведения, редко получается встать на уровень выразительности поэтов-писателей». Борис, пожалуй в этой фразе слово «обычно» - лишнее. Не так уж много «поэтов-писателей» высочайшего уровня. Вот когда поэт – Высоцкий, тогда этот уровень действительно достигнут. Точно так же, как оценить стихи Высоцкого в полной мере могут не все, вероятно и рисунки Шемякина доступны не каждому. И особая проблема в том, что чувствительность к вербальным шедеврам, если так можно выразиться, и к зрительным, может не совпадать у одного и того же человека. Мне кажется, что я хорошо понимаю поэта Высоцкого, но плохо – художника Шемякина. Всесторонне и гармонично развитая личность – это идеал, да и то, пожалуй, исключительно советский.Поэтому меня не удивляет, что рисунки не отвечают моим ожиданиям. Но я не рискую относить это к дефектам иллюстраций, а скорее, к собственной недоразвитости. Уже за то спасибо, что иллюстрации очень необычны, заставляют задуматься не только о рисунке, но и вернуться к оригинальному стиху и ещё раз попытаться найти какую-то связь, более глубокую, чем чисто внешняя. Сразу возникает чувство, что с обычными критериями, рамками и «меркой деревянной», нельзя подходить ни к рисунку, ни к иллюстрируемому произведению. Не выступая в роли судьи по вопросу в котором я некомпетентен, скажу только, что иллюстрации Шемякина лично мне гораздо интереснее, чем Злотникова, хоть там тоже отклонение от пропорций, но увы мне, только раздражающее меня, «художественно неграмотного». IP: Logged |
БОБ Member |
написано 04-08-2008 09:02
Уважаемый GDB, спасибо на интересный ответ. Сколько мыслей вызвали рисунки Шемякина! IP: Logged |
Larisa Simakova Member |
написано 05-08-2008 12:27
Вот, Геннадий, спасибо, что разъяснили, почему мне и вовсе не хочется даже смотреть на эти рисунки, ни то что рассматривать. А то я на фоне предыдущих рассуждений почувствовала себя дефективной. Мне с детства нравится русская классика. Помните в начальной школе на учебнике была картина Левитана "Осень"? На фоне пейзажев Ферганы очень впечатлило. С того пошло и так и осталось. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 05-08-2008 16:54
Уважаемый GDB, что за иллюстрации Злотникова? Может быть, имеется в виду Михаил Златковский? IP: Logged |
GDB Member |
написано 05-08-2008 22:03
Конечно, М.М.Златковский, уважаемый Любитель, извините за опечатку. Заодно уточню, что в моём сообщении я писал только о своём личном восприятиии иллюстраций, и моё предпочтение одного художника перед другим вовсе не похвала или осуждение того или другого, а только ощущение, да и то, на сегодняшний день. Раньше мне оба не нравились почти в равной мере, но сейчас Шемякин возбуждает определённый интерес. [Это сообщение изменил GDB (изменение 06-08-2008).] IP: Logged |
Sentinel Member |
написано 09-08-2008 06:39
Дико не нравится... противно. Вообще Шемякина не переношу. Единственная терпимая работа -- памятник жертвам репрессий напротив "Крестов". IP: Logged |
Zebra Member |
написано 09-08-2008 10:12
"Дико не нравится", "противно" - это именно то, что и я ощущаю, глядя на иллюстрации М. Шемякина к песням Высоцкого. Да вот Sentinel написал, а я не решилась. IP: Logged |
GDB Member |
написано 09-08-2008 16:26
Zebra написано 09-08-2008 10:12: "Дико не нравится", "противно" - это именно то, что и я ощущаю, глядя на иллюстрации М. Шемякина к песням Высоцкого. Да вот Sentinel написал, а я не решилась.» А почему «не решилась?» Мы ведь приходим сюда чтобы поделиться впечатлениями, мнениями. Различие интереснее единогласного одобрения. «Противно». Вы знаете, что рецепты некоторых диетических блюд снабжаются пометкой: «не должно быть вкусным»? Тогда и возникает лечебный эффект при повышенной кислотности желудочного сока. Вот мне лично, очень интересны мысли уважаемых Sentinel-я и Любителя потому, что обычно мы расходимся в оценках. Если бы я хотел услышать подтверждение моим мыслям, я бы просто высказывался перед зеркалом. Как самостоятельные художественные произведения мне картины Шемякина тоже не нравятся. И когда я впервые увидел этот альбом, у меня тоже возник дискомфорт в области желудка. Но перечитывая стихи, слушая песни Высоцкого, я иногда раскрывал альбом. Иллюстрация – не картина на стену, а видеодополнение к стихам. А стихи – о мерзости. Именно негативное впечатление усиливается этими иллюстрациями. [Это сообщение изменил GDB (изменение 09-08-2008).] IP: Logged |
Zebra Member |
написано 09-08-2008 20:09
А поможет? :-) IP: Logged |
Zebra Member |
написано 09-08-2008 20:41
Уважаемый GDB, а если серьезно, то противно - не самое главное. Мне в произведении искусства, после всех социальных, политических, медицинских и всяких других ассоциаций, хочется ощущать еще и какой-то эстетический "остаток", что-то "общее" - про мир и про меня, человека, в этом мире. А тут, простите, кроме "политики" ничего не замечаю. Ну и что, может, зрение слабое. IP: Logged |
Любитель Member |
написано 09-08-2008 23:32
Рисунки Шемякина, прежде всего - однозначны, чего не должно быть в произведении искусства, и чего нет совсем в текстах ВВ. Поэтому и не чувствуешь ничего, кроме досады и разочарования. Они ничем не дополняют песни, они пытаются "разжевать" их, причём только первый, поверхностный слой. А если так - зачем они нужны? К тому же я,например, чувствую ещё один оттенок - автор просто недобр! А у ВВ нет злобы даже в самых страшных, самых тяжёлых вещах... IP: Logged |
Любитель Member |
написано 09-08-2008 23:36
Кстати, уважаемый GDB, мы отнюдь не всегда расходимся в оценках,просто я предпочитаю писать, когда с чем-то несогласен... IP: Logged |
GDB Member |
написано 10-08-2008 12:17
Zebra написано 09-08-2008 20:41: «простите, кроме "политики" ничего не замечаю» Извините, не понял. Это не иллюстрации к «Вершине» или к «Гимну ветру и волнам», а к «Палачу», «Гербарию», «Побегу». Как было сказано о Высоцком, так можно сказать и об иллюстрациях Шемякина к ЭТИМ песням - «какое время на дворе – таков мессия!» Уважаемая «Зебра», а ведь и эстетика бывает со знаком минус! Можно очень красиво расположить красные, зелёные и и др. пятна, нарисовать гордого палача в живописном балахоне и нереклонного, как боярыня Морозова пытаемого и, глядишь, «кому-то маска палача пронравится, и он её не снимет», а кого-то и в "шахиды" потянет! «что-то "общее" - про мир и про меня, человека, в этом мире»: вид униженного страдающего героя, выставленного нагишом на всеобщее обозрение, гораздо лучше позволяет узнать «про мир и про ... человека, в этом мире». Я очень не люблю гамзатовскую песню «Журавли», воспринимаю её как насквозь фальшивую, потому, что она поэтизирует гибель солдат (в оригинале было "джигитов", намекает на какую-то «послежизнь». А ведь она "эстетична". Но, вместо того, чтобы содрогнуться, люди мечтательно поют её хором у костра или в ожидании запаздывающего по погоде вертолёта (это из моих сибирских воспоминаний: товарищи запели, а я в лес ушёл). Уважаемый «Любитель», пока я набирал ответ «Зебре», появилось Ваше высказывание. Принял Ваше сообщение к сведению. Единственно, что я предпочёл бы, чтобы Ваши определения: «однозначны», «ничего, кроме досады и разочарования» и им подобные сопровождались оговоркой «по моему мнению/ощущению» и т.п. Вот мы же не сошлись во взглядах, значит «наши мнения» различны, а мы равноправны в разговоре. Я не вижу необходимости в неоднозначном отношения именно к данным сюжетам, хотя в других случаях именно многозначность вызывает особый интерес. Впрочем, я, как всегда, говорю о своём понимании и совершенно не собираюсь навязывать его Вам или другим уважаемым собеседникам. Спасибо за общение. Искусство в принципе не рассчитано на однозначное восприятие всеми. Я даже знаю людей, которым Высоцкий не нравится. Признаю, что я настолько слабо разбираюсь в живописи, что не люблю Дали, с его (как мне кажется) замечательными красками, но нелепыми композициями; то же должен сказать о многих картинах Шемякина; очень избирательно отношусь к Пикассо (никогда не навязывая своих вкусов), хотя «Девочку на шаре» явно предпочитаю «Игре в мяч» Дейнеки, но это моё восприятие, а у меня был товарищ, который очень любил мускулистых бегущих женщин Дейнеки. IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 10-08-2008 06:13
Я не "настолько слабо разбираюсь в живописи" (извините за скромность ), но относительно Дали - с Вами, GDB, солидарен. Не стал бы об этом говорить здесь, если бы, как и Вам, мне не приходило бы в голову поставить имена Шемякина и Дали рядом. Их "метОды" очень даже сходны, хоть и стили разнятся. И дело даже не в "замечательных красках" и, кстати, "весьма недурственных" композициях - у обоих. Дело в том, что Дали, по моему, всегда шёл по пути наименьшего сопротивления, изливая на глаза и душу зрителя всё то, что созревало в его подсознании (а может быть, всё, что было тщательно сконструировано его мозгом? ), - без разбора, а уж дело зрителя, конечно, рассматривать все эти "богатые" детали и "изумляться филигранному мастерству художника". Примерно тот же подход у Шемякина. Как Бродский писал (рискую навлечь на себя обвинение в навязчивости обращения к этому имени, но ведь - правда - этот товарищ сказал буквально всё!): "Это - кошка, это - мышка. / Это - лагерь, это - вышка. / Это - время тихой сапой / убивает маму с папой." Я в принципе не против такого подхода в искусстве... но лично мне гораздо больше импонирует другой - когда художник всё же "потрудится" над пере-осмыслением того, что его одолевает, и создаёт сжатую метафору. В этом случае, как мне кажется, он и выступит не простым таким себе "передатчиком" идеи, подкинутой ему - свыше ли, собственным ли подсознанием, стихом ли иллюстрируемого поэта, а - полноправным их со-автором. И в этом смысле мне как раз кажется более интересной работа, которую проделал с Высоцким график Златковский, хоть он и не "гений всех времён". Кстати, за Дейнеку... У него, конечно, хватает "залепухи", но не приходилось ли Вам видеть "Оборону Петрограда" в оригинале? Замечательное, на мой взгляд, полотно - завораживает. IP: Logged |
GDB Member |
написано 10-08-2008 10:13
Уважаемый necrazyfan, с удовольствием выслушал Ваше мнение, ещё одно по поводу иллюстраций Шемякина. Спорить не собираюсь, т.к. я говорил о своём восприятии, Вы о своём. Пожалуй, из моих рассуждений могло сложиться впечатление, что я считаю Дейнеку плохим художником. Нет. Я говорил об индивидуальном впечатлении дилетанта и заметил, что «мускулистые женщины» на его картинах вызывают у меня негативные ощущения. Подозреваю, что и у него самого – ведь это картины-лозунги, но сомневаюсь что художнику, т.е. человеку с обострённым эстетическим чувством, женщины-машины нравились больше, чем просто красивые женщины. А если он хотел представить спортсменов просто мешком мускулов, передать чувство «мышечной радости», то ему вполне удалось. Его пейзажные работы мне нравятся, но думаю, что они банальны. Оборону Петрограда я видел и два потока людей: мощного «туда», с мрачной решимостью, а назад - в виде поредевшей («на нас поредепшая рота») толпы калек – это именно то, что выражает суть бойни, называемой войной. Но ещё мальчишкой я увидел (мне тогда и в голову не приходило поинтересоваться именем художника) «Оборону Севастополя», а это было послевоенное время, когда мы ещё жили по критериям войны. Вне связи с её художественными достоинствами/недостатками она производит на меня не менее сильное впечатление: против детских впечатлений не попрёшь, они часть меня самого. Иллюстрация Шемякина к «Истории болезни» как раз кажется мне «переосмысленной», а «подкачавшей» я считаю «Палача», на мой взгляд - банальная «жанровая сценка». Иллюстрации Златковского меня совершенно не трогают, точнее - раздражают. Рад, если только меня – ведь старался же, наверное, человек, пусть Вашему отзыву порадуется. IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 10-08-2008 15:09
Ну, даже если Златковский и увидит этот мой отзыв (но это вряд ли ), - не думаю, что он его "поколышет". Ему с лихвой и надолго хватит похвал Высоцкого. IP: Logged |
friscoymca Member |
написано 10-08-2008 22:54
ююююююююю [Это сообщение изменил friscoymca (изменение 17-08-2008).] IP: Logged |
Zebra Member |
написано 11-08-2008 12:04
Под «эстетикой» я имела в виду не красивое и приятное, а то, о чем написал Necrazyfan: переосмысление, сжатую метафору и т.п. А в иллюстрациях М. Шемякина я вижу то, что мое воображение и без них представит без всякого труда. Вот уж точно: это – кошка, это – мышка… Friscoymca затронул сложную тему. Помню, мы в школе довели до истерики учительницу русской литературы, допытываясь, ну как же мог Пушкин сочинить про чудное мгновенье, а потом про ту же Керн в письме… И «Пока не требует поэта…», которым она пыталась от нас отбиться, не убедило. Двойной счет, как ни крути, он и есть двойной счет. Неприятное дело, а стихи-то чудные. Вот я и решила для себя ограничиться стихами пушкинскими и не лезть в биографию, переписку, во всю эту документальность. IP: Logged |
Эта тема разбита на 12 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все время ET (US) | перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Powered by: Ultimate Bulletin Board, Version 5.40
© Infopop Corporation (formerly Madrona Park, Inc.), 1998 - 1999.