Расскажите об этой теме знакомому! |
Конференции на Куличках
Владимир Высоцкий М.Шемякин. Иллюстрации к произведениям В.Высоцкого (из коллекции С.А.Дёмина) (Страница 4)
|
Эта тема разбита на 12 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Автор | Тема: М.Шемякин. Иллюстрации к произведениям В.Высоцкого (из коллекции С.А.Дёмина) |
Zebra Member |
написано 18-08-2008 21:31
Дорогие мои! У меня возникло нерадостное впечатление, что в последних постах мы вроде стали цепляться к словам собеседника, к буковке-запятой, в оху-вздоху… и грузнуть, и вязнуть. Как будто не поговорить друг с другом хотим, не поделиться мыслью, чувством, а поддеть, ущучить… И вдруг снова, как часто бывало в прежние времена, пишу - и давит ощущение, что тут могут так не понять, а здесь - этак… Бывало, начинаешь слова менять, подгонять - хочешь быть верно понятым, да, случалось, и не допишешь… == Zebra: «Решению вопроса на уровне ПСС - ВСС сопротивляешься подсознательно» Уважаемый GDB! Визборовская строчка «месяц кончается март» мне напомнила Высоцкого: «Стоял весенний месяц март, летели с юга птицы…» «Месяц март» - языковое излишество, чисто разговорная фраза. «СТОЯЛ… месяц», а потом еще «март» - этот «месяц март» как будто застывает в строке намертво. Время остановилось. А птицы – летят… И, как всегда у него, и к уму это обращено, и к сердцу. Как то не верится, что я (не лично, а любой на моем месте) не могу воспринять это и душой, и умом одновременно и в согласии... На первый-второй рассчитайсь! Тесты песен к «Робин Гуду» я назвала слабыми за их банальность. То есть они слабы в художественном отношении. == Zebra: «… с Куняевым есть о чем поспорить и по существу». Ну-у, разве «хочется» и «есть о чем» похожи на синонимы? Я о другом имела в виду. Проницательный Sio-min первым обратил внимание нашего сообщества, что в интервью Куняева Бондаренку не всё идеология и личные его, СК, комплексы. Там и по существу кое чего есть. И если Sio-min и примкнувшая к нему Zebra не ошибаются, то спор будет не с Куняевым, не с тем, кому мысль пришла в голову, а с самой мыслью. Чего на личности переходить? Скучное это дело (что, кстати, наши форумы давно и с блеском доказали ). Necrazyfan! Конечно, жду Ваш ответ, но не через силу, а когда будет у Вас время и охота. Спасибо. Про окуджавского Моцарта, как его понял АГ, удивительно читать. Да как же… ведь это скрипач на скрипке руками играет, а у Окуджавы не скрипач, у него – Моцарт, то есть гений! А гений – он не сам, у него весь мир, природа на его скрипке играет: ветерок, воздух, птички… Так и руки свободны. Не убирайте ладони со лба!! Уважаемый Necrazyfan! Уважаемый GDB! Вот, по-моему, одно из абсолютных, простых, понятных: волшебство поэзии. Только прошу, не спрашивайте, что это такое. Начну объяснять - и оно перестанет быть мне простым и понятным. И, главное, волшебство этого не выносит. А как на свете без него прожить… Все-таки тревожит меня тональность нашего разговора. Может, мы действительно не разобрались сразу, что в шутку, что всерьез… А может, захватили одним махом слишком много разных тем, потому и увязли? Но вот уважаемый Kommentarij вновь присоединился, может, и Vitakh, и Любитель, и все-все-все… Разберемся, правда? IP: Logged |
Larisa Simakova Member |
написано 19-08-2008 12:39
Я в самом главном для себя разодралась с помощью Геннадия(тут надо улыбающийся смайлик): "Людей с преобладанием эмоций над рассудком больше, чем «аналитиков». Это хорошо знают или чувствуют и деятели «масскультуры» и ненавидимые Вами идеологи" А то я все удивлялась: что же они верят всякой туфте по телику. IP: Logged |
GDB Member |
написано 19-08-2008 01:29
Дорогая Zebra, прошу прощения! Неужели так получилось? Конечно, со стороны виднее. Может мы слишком надолго здесь застряли и нужно некоторе время чтобы новые мысли или хотя бы, выражения, созрели? «сопротивляешься» - я потому подчеркнул про первое лицо, что иначе получается обобщение, которое мне некорректным показалось. Я вот только не сопротивляюсь я в этом истинное объяснение вижу. «Ущучить» - ну не так, но если что-то близкое к этому, так может потому, что основное уже сказано и мы перешли на мелкие детали? Если по поводу «месяца», то одно дело - канцелярское «в марте-месяце», близкое: «месяц кончается март» (чем хуже, к примеру: «вот и кончается март»?) и совершенно нормальное: «стоял весенний месяц, март (я только запятую добавил, чтобы мысль пояснить: он сначала указал на весну, а потом уточнил - в марте). «Тесты песен к «Робин Гуду» я назвала слабыми за их банальность. То есть они слабы в художественном отношении». Ну честное слово, я эту фразу не понимаю, как не понимаю: «в поэтическом пространстве Галича нет места человеку, я имела в виду - ДРУГОМУ человеку». Может в первом примере Вам не нравится связка:«потому что – это»? А мне кажется, что это здесь подходит и замены не требует. «нет места «ДРУГОМУ человеку» - это кому: герою или слушателю? Для меня эта фраза ничего не говорит и если вам всё понятно, значит мы – разные люди, только и всего, никаких обид. Дело не в том, что я услышать не хочу, а в том, что есть вещи, которые разные люди воспринимают и решают по разному. Не то, что один человек хуже, другой лучше, а разные они люди. Простой пример: для меня в школе самым лёгким и приятным предметом была физика, а самым трудным и неприятным – зубрёжный курс истории. А многим очень приличным людям физика казалась и неимоверно трудной и неинтересной, а если они как-то справлялись, то зубрёжкой и шпаргалками, а вот историю они любили. Совершенно другой тип ЦНС и выброс эндорфинов происходит на разные раздражители. [Это сообщение изменил GDB (изменение 19-08-2008).] IP: Logged |
Любитель Member |
написано 19-08-2008 02:21
Нууу...уважаемый GDB, зачем же так сразу - "...на этом вся попса держится..."? Ритм, мелодика стиха (не только песни!) - разве можно отрицать их значение в поэзии? Для меня, действительно, приоритетны стихи - в песне! но поэзия, скажем так, "книжная" (то есть просто стихи) - в них ведь "смысл" и ритм неотделимы! Именно сочетание, даже слитность одного с другим и делает поэзию - поэзией. Не "идеология", не "информация", содержащаяся в тексте - а именно эти (и только эти!) слова, расположенные таким (и только таким!) образом воздействуют на Ваши "эндоморфины" , а проще говоря, ударяют вам в сердце, волнуют, трогают и т.п. Почему именно эти, и именно на Вас... попробуйте разгадать, "поверяйте алгеброй гармонию..." Только если мы раскроем тайну - права Zebra - не уйдёт ли волшебство? и более того, не сможет ли каждый, пользуясь выведенными закономерностями и "рецептом гениальности", писать стихи? Слава богу, что в ближайшем будущем эта "замечательная" перспектива нам не грозит! Пример с интервью А.Шнитке (см. предыдущий пост) и был приведён, чтобы показать : даже на человека с преимущественно ВСС (по Вашей - и академика Павлова классификации) поэзия воздействует вовсе не через рассудок, по крайней мере - не только рассудок! В своё время меня, признаться, резанули его слова о "горечи", с какой он отдаёт предпочтение Высоцкому, а потом стало понятно - человек не хотел признавать в себе то, что роднит его со всем "простым народом", т. е. человечеством - наши корни, наше эмоциональное, древнее начало - ПСС, то бишь! Но это есть в каждом из нас, и именно это откликается в нас, когда мы воспринимаем искусство вообще, и поэзию в частности. (Мне так кажется ) И даже то, что вы называете "рассудочной" поэзией (хотя я вообще не люблю такие определения) - и Бродский, и Галич (в лучших вещах) - это не только мысль, и не только "мысль + чувство", это и ещё нечто такое неуловимое, что не поддаётся никакому статистическому, арифметическому и пр. анализу. Да, удачная мелодия в песне придаёт не лучшим стихам особую выразительность, но ведь мелодия, ритм рождаюся "внутри стиха"! (Я говорю сейчас не о "попсе", а об авторской песне). Мне кажется, гораздо интереснее обсудить именно стихи, восприятие поэзии. Взять, например, стихи - безусловно, талантливые, т.е. признаваемые ВСЕМИ таковыми, и попытаться, проанализировав, доказать - или НЕ доказать их гениальность. Пока такие попытки - увы, не убеждают... Кстати, в первый раз не соглашусь с уважаемой Zebroй - неужели и "Баллада о любви" Вам представляется банальной? Да и приведённые Вами строки "добро остаётся добром..." меня почему-то - трогают... Ведь так и "Я не люблю" можно посчитать декларацией прописных истин, как сказала когда-то Алла Демидова... Но бывают времена, когда надо напоминать людям о "прописных истинах", и тогда то, что "Добро остаётся добром", а "зло называется злом" вдруг станет звучать удивительно свежо, и даже послужит кому-то утешением. Не хочется лишнего пафоса, но можно - о банальности и "прописных истинах", а можно - о вечных ценностях... Тут уж как у кого эндоморфины отзовутся [Это сообщение изменил Любитель (изменение 19-08-2008).] IP: Logged |
Любитель Member |
написано 19-08-2008 02:37
А от "Враги сожгли родную хату..." у меня сердце замирает... И мама плачет всегда... И никакие бугорки, и "гробовые" камни мне не мешают. Как не мешает У Лермонтова знаменитая "косматая львица", а у Высоцкого - отсутствие общей границы СССР с Пакистаном, да и вообще нейтральной полосы как таковой. IP: Logged |
kommentarij Member |
написано 19-08-2008 04:36
"Баллада о любви" - замечательна. Но в целом цикл - скучноват по понятной причине. Отбросив традиционную легенду о том, что Робингудовцы грабили богатых и снабжали бедных - ВВ ничем ее не заменил. Осталось неясным, на какой почве люди, по самым разным причинам скрывающиеся в лесу, нашли взаимопонимание (а не передрались между собой), и какова их консткруктивная программа. Вместо этого - общие слова о борьбе добра против зла, но, прошу прощения, "все эти новости уже..." IP: Logged |
vitakh Member |
написано 19-08-2008 07:22
Под впечатлением прочитанного (с большим интересом и удовольствием!), полушуточная попытка сформулировать воздействие поэзии/песни: Кто этот код принять готов, [Это сообщение изменил vitakh (изменение 19-08-2008).] [Это сообщение изменил vitakh (изменение 21-08-2008).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 19-08-2008 08:06
Ну, значит, нормально всё... Уважаемая Zebra, Вам спасибо за мудрый примиренческий пост. Если бы у меня было времени писать до него, я бы, возможно, настрочил что-то опрометчивое. Вы меня "охладили"; я только остановлюсь на одном "не-совсем-по-теме" моменте, но не потому, что я вредный такой, а во избежание со стороны уважаемого собеседника повторных просьб относительно того, чего я не хотел бы делать. << не верю, но хотел бы посмотреть, как Вы это сделаете. Самое рискованное Вы уже совершили, назвав её стихотворением «плохим не самым», чего же дальше смущаться. Само признание, что "производит впечатление" уже исключает понятие "плохое". Или может хоть на "ящик" рискнёте? Я не злоупотреблю, «Полное собрание сочинений А.Галича», пересыпанное вирусами Вам в ответ не засылать не буду.>> (GDB) Дорогой GDB, мне не страшны вирусы - у меня суперсовершенный антивирусный механизм; не боюсь быть пойманным на ошибке - я хорошо в этом плане закалён. Но я, как мне кажется, дал понять, что имею в сфере "поэтической" определённые принципы, подобно тому, как Вы имеете их в сфере "политической" (пожалуйста, не примите за иронию или ругательство, - простая констатация факта). Мне не хочется их нарушать. Метод/подход к стихам, который Вы побуждаете меня продемонстрировать по отношению к одному неплохому стихотворению ("Землянка"), мне чужд, или, если этого недостаточно, - попросту неинтересен. Если я и упомянул его (метод), то только для того, чтобы выразить существенное сомнение в его достоинствах. Поэтому не стоит проявлять настойчивость, какую проявляет экзаменатор к нерадивому студенту. Относительно того, что "задеваем струны". Не думаю, что нужно этого бояться. Если перед каждым написанным словом (согласен, Zebra) думать, не получишь ли по шапке, не проще ли вообще не ввязываться? Другое дело, - желательно бы не "педалировать" чересчур на своём, отличном от оппонента, мнении, и характеристики выдавать только по теме. (легко сказать... ). Теперь вот что. Уважаемый GDB, примите мои заверения в искреннем и неизменном интересе к Вашим суждениям. Уверен, что наши разногласия ровным счётом никак не повлияют на дальнейшее "взаимосимпатичное" общение вообще, и в этой симпатичной теме, в частности. Чтоб не быть голословным, отзовусь прямо сейчас: "ну зачем же такое отчаяние? Могу дать список. 1. Кудрявая берёзонька во поле. 2. Любой забор (лучше на Заречной улице), если Вас не смущают буквы, к которым доски забора прибиты, и то, что рядом кто-то пляшет и плачет. 3. Третье плечо друга. 4. Сочувствие и симпатия собеседников." (GDВ; написано 18-08-2008 11:31) Замечательно, остроумно сказано! IP: Logged |
Zebra Member |
написано 19-08-2008 08:53
Извините, пока нет возможности написать полноценный пост, а только реплику. Нет-нет, уважаемый Любитель! "Баллада о Любви" - это другое, это чудный текст! Я как-то на балладах о времени, борьбе и лебедях "сузилась". IP: Logged |
GDB Member |
написано 19-08-2008 11:58
Пирожное (см., кто хочет выше) я съел, хоть и ночь была, отдохнул, посмотрел что тут произошло за ночь, и захотелось "причесаться". Началось с того, что большинству не понравились иллюстрации Шемякина. Я, находя их внешне уродливыми, заявил, что данная форма оптимальна применительно к описанным уродливым явлениям и сравнил их с неудачными НА МОЙ ВЗГЛЯД, иллюстрациями Златковского. Надо бы просто принять это как факт, но попытки продолжить и разъяснить свою точку зрения ни к чему не привели, кроме возникновения некоторой напряжённости, ведь мы же «говорим на разных языках». IP: Logged |
GDB Member |
написано 19-08-2008 12:04
Несколько последних частностей. Зебра: «простых, понятных: волшебство поэзии». Явно, что не самых простых и понятных, и главное, у разных групп основаных на разных показателях. «Замок временем срыт...» уже с этими первыми словами для меня начинается «волшебство поэзии». Любитель: «Нууу...уважаемый GDB, зачем же так сразу - "...на этом вся попса держится..."? Ритм, мелодика стиха (не только песни!) - разве можно отрицать их значение в поэзии?» - Кто же отрицает? Только в попсе ничего кроме ритма и красок нет, а в хорошей поэзии это одна из составных частей, о чем Вы ниже и написали. Следовательно, мы опять-таки сошлись «от "Враги сожгли родную хату..." у меня сердце замирает... И мама плачет всегда...» - и миллионы плачут: образ понятен, тема святая. «никакие бугорки, и "гробовые" камни мне не мешают» - а мне и многим, но далеко не миллионам – мешают. «А над крышей дымок поднимался совсем по-другому» - я готов заплакать, а миллионы и внимания не обратят. «Окна словно боялись к глаза мне взглянуть» - я уже почти плачу. Разные люди есть. И популяция сильна разнообразием. Kommentarij: «"Баллада о любви" – замечательна» - согласен. «Но в целом цикл – скучноват» - не согласен. Не потому, что Вы не правы, а потому, что МНЕ не скучен. Виталий, как всегда!!! Вам место в плеяде звёзд поэзии! А в моём сердце – уже давно. Necrazyfan: "Метод/подход к стихам, который Вы побуждаете меня продемонстрировать" – только для меня! Вам «чужд, или, если этого недостаточно, - попросту неинтересен» - а мне интересен, потому и прошу. Интересно сравнить кокретные примеры. [Это сообщение изменил GDB (изменение 19-08-2008).] IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 19-08-2008 16:29
== а мне интересен, потому и прошу == (GDB) М-да. Честно говоря, я растерян, ибо не знаю, что это: отсутствие ли всяческих сомнений в своей незыблемости (бывает ли такое?), либо игра? Дорогой GDB, в качестве простой логики: как Вы считаете, если одному свободному человеку что-то действительно претит, а другому - интересно, вправе ли этот первый ожидать от второго, что тот не будет настойчиво принуждать (ну ладно - "просить") - его сделать это "что-то" для того только, чтобы удовлетворить его, второго, "интерес"?
IP: Logged |
vitakh Member |
написано 19-08-2008 19:11
Гена, спасибо большое. Насыщенность Ваших высказываний, также как и высказываний других уважаемых участников этой дискуссии, - впечатляет, это уровень, который нечасто последнее время радует на форуме. Спасибо за удовольствие чтения! Хорошо бы для порядка сохранить эту (надеюсь, незатухающую дискуссию) в теме с соответствующим названием. IP: Logged |
GDB Member |
написано 19-08-2008 20:58
necrazyfan: «...в качестве простой логики: как Вы считаете, если одному свободному человеку что-то действительно претит, а другому – интересно...» - прошу извинить, дорогой necrazyfan, я как-то упустил, не заметил, что «действительно претит», -больше не заикнусь об этом. В качестве запоздалого извинения, объясню, что когда я расхожусь во мнении с кем-то, кто мне неприятен, меня это не волнует, но если так случилось с человеком мной уважаемым и заведомо умным и порядочным, то желание понять мне кажется вполне естественным и простительным. Похоже, что я в этой теме уже сказал все, что хотел сказать, обидел всех, кого не хотел обидеть, поэтому пока умолкаю. Дорогой Виталий, спасибо за доброжелательный отклик. Жду, ждём очередных эпиграмм, стишков, стихов и од. Постараемся не замедлить с поводом. [Это сообщение изменил GDB (изменение 19-08-2008).] IP: Logged |
Любитель Member |
написано 19-08-2008 21:31
Уважаемый GDB, прошу Вас, не покидайте так поспешно эту тему! Без Ваших интереснейших,всегда мудрых и доброжелательных (!) высказываний - она попросту угаснет! С кем же мы все будем спорить? За последнее время эта дискуссия - самое большое удовольствие (по крайней мере, для меня) и здесь, и на параллельном форуме... Так не хочется расставаться ни с Вами, ни с замечательной Zebroй, ни с всегда неожиданным, глубоким и парадоксальным Necrazyfanом... IP: Logged |
GDB Member |
написано 19-08-2008 23:15
Да что Вы, уважаемый Любитель! Я никаких ультиматумов не ставлю и забастовок не объявляю. Только решил помолчать чуток, пока что-нибудь стоящее в голову не придёт. IP: Logged |
Larisa Simakova Member |
написано 19-08-2008 23:17
<<<GDB: Лариса, от всей души спасибо! Так вовремя!>>> Издеваетесь? Прервала ваши литературоведческие изыски примитивной политизированной бытовухой? IP: Logged |
Zebra Member |
написано 20-08-2008 01:10
Замечательные мои собеседники! Давайте не покидать друг друга! И тему - тоже. Что бы ни было, то прошло. Люди добрые простят, а злые - пусть осудят. == GDB: Я бы ещё глубже извинился, и эпитет понежнее подобрал бы, но в ситуации некоторой напряженности, боюсь, за фамильярность или за издевательство сочтут. Может пойдём, по пирожному примем? Я за == Мой дорогой GDB! Прочла фразу из Вашего поста – «в день-понедельник у меня приём», и восхитилась: какой ритм чудный! А потом читаю, что Вам она уродливая. Разнообразная штука - жизнь, и это здорово. «…в поэтическом пространстве АГ нет места ДРУГОМУ человеку» - то есть автор сосредоточен на себе (там же я добавила, что это не оценка, а одно из свойств художественного мира АГ, каким я его ощущаю. Такое не редкость в поэзии - Цветаева, Маяковский…) … А я в школе и физику не любила, и историю. Прямо как рисунки Златковского и Шемякина. А «Враги сожгли родную хату…» и «Журавлей» люблю. Слова, правда, особо не помню, но голос Бернеса! И «Землянка» - тоже «моя» песня. Вас лишить Галича, или нас с Necrazyfan’ом – «Не оставляйте стараний, маэстро, Не убирайте ладони со лба», или… - то есть стричь всех под одну гребенку, это же варварство! И что может быть глупее и скучнее? И я знаю, что никто из нас не пытался этого делать. Мне кажется, в какой-то момент разговора произошел сбой в интонации, она у нас стала какой-то жесткой, несгибаемой. А тогда те же самые слова начинают звучать по-другому, слышишь за ними другой смысл. Вот я вчера за буквами Ваших постов перестала слышать Ваш голос – и испугалась. А теперь всё позади: снова слышу. Спасибо! == GDB: «Замок временем срыт...» уже с этими первыми словами для меня начинается «волшебство поэзии». == И для меня! Только, увы, оно для меня с ними и заканчивается. Попробую описать. От начала к концу этой первой строки в моем воображении возникает образ сказочного средневекового замка и тут же исчезает, а там, над этой пустотой, колышется марево замка, мираж. Я чувствую, как время «съело» пространство. А Высоцкий тут же убивает это ощущение, добавляя «и укутан, укрыт». Не срыт, оказывается, а просто-напросто скрыт. Какая жалость!.. (Мое, лично мое ощущение, никому не отдам! == Любитель: «…обсудить именно стихи, восприятие поэзии. Взять, например, стихи - безусловно, талантливые, т.е. признаваемые ВСЕМИ таковыми, и попытаться, проанализировав, доказать - или НЕ доказать их гениальность…» == Уважаемый Любитель! == Да и приведённые Вами строки "добро остаётся добром..." меня почему-то - трогают... == И меня трогают! Не так, как «Баллада о любви», но трогают. Ритм, по-моему, не может быть банальным, он просто есть и всё. А банальность слов, мелодии – дело обычное. И это никогда не было препятствием к сопереживанию. По крайней мере, в моем случае. == можно - о банальности и "прописных истинах", а можно - о вечных ценностях == Уважаемый Kommentarij, пришел черед укреплять традицию согласия с Вами. Мне Ваше отношение к балладам для «Робин Гуда» особенно понятно: у меня с детства не получалось романтизировать казаков-разбойников. Разбойники все же… Ну, уважаемый Vitakh! У меня опять нет слов!! Дорогой мой Necrazyfan! == Necrazyfan: «Ну, значит, нормально всё...» == IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 20-08-2008 08:23
Друзья, еще раз - спасибо за хорошие слова в адрес этой дискуссии, друг друга, и моей персоны в частности. Можно я обойдусь без приставок в обращениях, для краткости? - и так понятно, что все вы уважаемы и дОроги. GDB, к моим заверениям в искреннем интересе и симпатии к Вам, - добавлю, что я сожалею, что "обострил". Вы абсолютно точно сказали, что под ненастроение - различия напрягают; мне жаль, что я поддался "ненастроению". Так или иначе, я верю, что это - в прошлом, и Ваша "передышка" не затянется надолго - ну на пару пирожных, не больше . Zebra, Ваши ощущения относительно "Замок временем..." - очень хороши! Этот перепад "вдохновения" в первой же строке, который Вы заметили... действительно, он будто сразу сник, да? К концу там пошли уже сплошные штампы, читать это тяжело, и, кстати, в исполнении, насколько я помню, эти стихи не шибко выиграли. Но вот интересно... все вокруг цитируют их часто и вдохновенно... тоже - пунктик к нашей дискуссии... Спасибо за Ваши слова о Моцарте, который на скрипке, - у меня там одни эмоции, без слов, и я поразился, что, оказывается, это можно объяснить, и тАк в точку, как Вы это сделали. Любитель, Ваш тезис о том, что 1) мы говорим в первую очередь о ПОЭЗИИ, а не о песне и не о прозе, т.е. и судить нужно по законам поэзии, а не двух последних (большая разница!), не говоря - бренной жизни; и 2) было бы интересно взять стихи, признаваемые "гениальными", и подумать почему? - это как раз то, что я и подразумевал, когда предложил эту "под-тему", но выразил, очевидно, гораздо хуже, чем Вы. Что можно сказать? В подобных "опытах", как мне кажется, таятся опасности... vitakh, действительно, отличный стихотворный "взнос"! Так может быть, по каждому затронутому нюансу - по стихотворению?
IP: Logged |
kommentarij Member |
написано 20-08-2008 13:06
//Zebra, Ваши ощущения относительно "Замок временем..." - очень хороши! Этот перепад "вдохновения" в первой же строке, который Вы заметили... действительно, он будто сразу сник, да? К концу там пошли уже сплошные штампы, читать это тяжело, и, кстати, в исполнении, насколько я помню, эти стихи не шибко выиграли.// Кстати, не так мало примеров, где ВВ очень удачно начал (первой строкой или строфой), но дальше на том же уровне не удержался... IP: Logged |
Zebra Member |
написано 20-08-2008 15:02
== Necrazyfan: «Можно я обойдусь без приставок в обращениях, для краткости? - и так понятно, что все вы уважаемы и дОроги. == Ну вот, снова я опоздала и опять присоединяюсь. С удовольствием! Necrazyfan, точно: к концу первой строки «Баллады о времени» он СНИК! А я никак не могла подобрать слово. У Высоцкого песня обычно «вытягивает» слабый текст. А здесь, действительно, редкое исключение. Ооо, что и почему цитируют - это, я Вам скажу, тема! Правда, не столько эстетическая, сколько психологическая и социальная. Тут в фокусе не цитата, а цитирующий [по-моему]. Боязно, боязно, боязно дворникам! Или нет? И правда, можно ведь взять примерами не посты из нашей дискуссии, а, скажем, что строчки – лидеры цитирования в статьях о Высоцком. Тема очень нескучная! Насчет Моцарта – одни эмоции и у меня тоже! И всегда были. Но узнав о реакции АГ, я вдруг заметила эту несообразность, а потом стало интересно, почему до сих пор не замечала. И вот я поняла, что эта мысль – ну, что не Моцарт играет, а всё вокруг на ней играет - она всегда была «за кадром» картинки, которую рисовало мое воображение. Гениальная песня, ей-богу… И таким простым образом, такими простыми словами, как это Шалвовичу удается, ну это уже просто непостижимо… И как поет!.. Kommentarij, у меня тоже такое впечатление и про… я бы назвала это убыванием художественного качества, и о причинах фрагментарного исполнения песен. У Высоцкого было безупречное художественное чутье [по-моему], и вполне вероятно, что именно оно срабатывало в таких случаях. У меня почти неизменное ощущение, что даже когда он поет на разрыв аорты, он как-то непостижимо всё контролирует. Не мозгом, нет, а – не подберу слова… Про «Гербарий» не замечала раньше этого перепада, а ведь действительно есть. И правда, с какого боку там эти пролетарии, к чему… Вы очень интересно вытягиваете смыслы! == «большой спектр возможных ситуаций упакован» == IP: Logged |
Zebra Member |
написано 20-08-2008 16:59
. Извините - повтор. [Это сообщение изменил Zebra (изменение 20-08-2008).] IP: Logged |
vitakh Member |
написано 21-08-2008 12:57
necrazyfan: "Zebra, Ваши ощущения относительно "Замок временем..." - очень хороши! Этот перепад "вдохновения" в первой же строке, который Вы заметили... действительно, он будто сразу сник, да?" kommentarij: "не так мало примеров, где ВВ очень удачно начал (первой строкой или строфой), но дальше на том же уровне не удержался..." Zebra: "приведенные Вами примеры «убывания художественности» сразу «совпали» с моими ощущениями. Кроме «Охоты на волков»" Вот с "Охоты" и начнём: С порога от начала до конца Вполне возможно, что обобщение сформулированное kommentarij-ем - статистически верно (вроде, действительно так в некоторых стихах ВВ, но не берусь судить всерьёз - это тема для филологов/литературоведов) и тогда это весьма важная черта, которая согласуется с соответствующей в образе ВВ: "Он начал робко - с ноты "до"" - это ВВ не про себя (по крайне мере - это не его типичное "второе я"). Если эта характеристика стихотворений ВВ подтвердится, то это и "убывание художественности" (Zebra), но и возможен xод обратный: "проорание" основной кипящей идеи, выплёскивающейся из сознания и ведущей за собой досказ (тогда в песнях, написанных по заказу это должно встречаться чуть реже). [Это сообщение изменил vitakh (изменение 21-08-2008).] IP: Logged |
Любитель Member |
написано 21-08-2008 02:47
По поводу "убывания художественности" -пытаюсь найти такую закономерность, но... не нахожу. Приведённые примеры - скорее всего, да. А в лучших поздних вещах - "Мой чёрный человек", "Меня опять ударило в озноб...", "Грусть моя, тоска моя" ? Мне кажется, случай обратный. В "Чёрном человеке" мне, например, всегда было как-то неудобно читать "...мне ломали крылья" и т.п. Я понимаю, что за этим стоит реальная боль, но ходульность выражения обесценивает для меня первые строфы. А вот "всего один, ребята" в конце, и "выбора,по счастью, не дано" ... Горло перехватывает от простоты и "непафосной" интонации, при достаточно "высоком штиле". Тот же случай -финальные сильные строки, по-моему, и в "Меня опять..." - "я в глотку, в вены яд себе вгоняю. Пусть жрёт, пусть сдохнет - я перехитрил!" - как удар под-дых, а начало гораздо слабее... Хотя, может быть, это не самый удачный пример, потому что текст, в общем, сильный и достаточно ровный. Надо ещё покопаться. Что касается фрагментарности многих фонограмм, то это сложный вопрос. Иногда это определялось не качеством текста, а "нетворческими" причинами - настроением, физическим состоянием, уровнем и настроем компании... Иногда просто забывался текст, и это бывало и с достаточно сильными вещами. Очень зацепило - о "Гербарии"! Строфа с "пролетариями/карбонариями" совершенно мне непонятна! Кто такие? можт быть, имеется в виду - высмеять трусость и покорность окружающих ("спешат в свои подполия" - явно ироническая интонация!), в противовес герою, за что-то же "пришпиленному шпилечкой"? Но это как-то натянуто, а другого ничего в голову не приходит... Может быть, ещё у кого-то есть версии, или я пытаюсь изобрести велосипед? [Это сообщение изменил Любитель (изменение 21-08-2008).] IP: Logged |
Zebra Member |
написано 21-08-2008 09:40
. Извините - повтор. [Это сообщение изменил Zebra (изменение 21-08-2008).] IP: Logged |
Zebra Member |
написано 21-08-2008 09:41
== kommentarij: "не так мало примеров, где ВВ очень удачно начал (первой строкой или строфой), но дальше на том же уровне не удержался..." Vitakh: «… возможно, что обобщение сформулированное kommentarij-ем - статистически верно (вроде, действительно так в некоторых стихах ВВ, но не берусь судить всерьёз - это тема для филологов/литературоведов) == Мне эта тема не кажется сильно специфической, по-моему, наших общегуманитарных знаний вполне хватит для ее серьезного обсуждения. И в этом плане хорошо бы набрать еще примеров, которые не вызывают ни у кого из нас особых возражений, и посмотреть их все вкупе. Если впечатления наши не ошибочны, ощущение присутствия этого признака («убывания художественности» от начала к концу) вроде бы должно усилиться, так? Классная связка Vitakh! Если наличие обсуждаемого признака подтвердится, это будет ПРЯМЫМ доказательством, что «Он начал робко с ноты до» - ВВ не про себя имел в виду. И другая Ваша классная связка – про «Охоту» и ее вторую серию, цитата из которой, действительно, может оказаться свидетельством того, что такое ударное начало и затухание к концу - нечто вроде художественного принципа «построения» текста («построение» - неточное, «механическое» слово; но другого пока не сыскала ). == Любитель: «По поводу "убывания художественности" - пытаюсь найти такую закономерность, но... не нахожу. Приведённые примеры - скорее всего, да. А в лучших поздних вещах - "Мой чёрный человек", "Меня опять ударило в озноб...", "Грусть моя, тоска моя" ? Мне кажется, случай обратный…» == Надо было оговорить сначала, но лучше поздно, чем никогда: я думаю, все зачинщики обсуждения этой темы не имели в виду «убывание художественности» как всеобщне качество текстов Высоцкого. Но раз это свойство, по нашему общему впечатлению, присуще не одному-двум, а разным текстам, есть смысл попытаться проверить на этот предмет и другие его тексты. Тогда станет понятнее, насколько их много. И, может, обнаружатся закономерности: хронологические (в какой-то период таких текстов больше, в другой - меньше), тематические (в «комических» текстах их меньше, а в драматических – больше, или наоборот) или какие-то другие Со всеми примерами отсутствия этого признака, которые Вы назвали, полностью согласна. Про «Гербарий» - очень интересно! Нет, это не велосипед, по крайней мере, для меня. А фрагментарность многих фонограмм -тоже тема разнообразная, очень хотелось бы ее обсудить подробно, с примерами. IP: Logged |
GDB Member |
написано 21-08-2008 11:58
Пока я споры пирожными заедал, появилось новое понятие: «снижение художественности». Завидую, слегка, но как-то так, издалека (цитату переврал, поэтому без кавычек). Интересный поворот темы, но, к сожалению, совершенно для меня недоступный. Не подумайте только , что я считаю его неверным или нежелательным. Но у меня мысли сразу пошли не в русле поэзии, а на психологию свернули. Очередной раз вижу, насколько велики различия в психике представителей не только одного вида, но фактически одной группы. Мы одинаковы по языку, близки по интересам, а подходы... Я вот просто перестал понимать о чём говорят. И, как ни странно, я это даже не пытаюсь объяснить моим примитивизмом. Ясно, откуда столько конфликтов бытовых, производственных, международных. Все люди говорят на разных языках. Песня, как мне представляется, совершенно провальная, других приводит в экстаз. Стихи, песни, которые я воспринимаю как самые трогательные, волнующие и дорогие мне, оказываются лишёнными художественности, написаны поэтом в «сникшем», «выдохнувшемся» состоянии. Никого переубеждать не собираюсь, как говорят художники «я так вижу». Жаль только - выясняется, что по огромному ряду вопросов, даже самых простых, найти общий для всех язык невозможно. Даже мелочи: «замок временем срыт», это одно, а то, что оставшиеся на его месте камни поросли мохом, превратились в «травой заросшие бугорки», для уважаемой Zebr-ы моментально разрушает очарование первой строки. Для меня: чуть копнул, и открывается прошлое: там под камнем наконечник стрелы, там сломанный, ржавый клинок... Это прошлое, холодное на страницах когда-то ненавистного мне учебника, ожило, заговорило, запульсировало... Для меня. Но оказалось чуть ли не канцелярским протоколом для других. Замок-то должен был раствориться в воздухе, а тут, оказывается, какие-то кирпичи битые под дёрном скрываются. Я не иронизирую, а отмечаю факт, что первое впечатление, часто необоснованное, оказывает сильнейшее влияние на восприятие. Нечто сродни импритингу. У меня почему-то в памяти слова Е.Аноповой всплыли: «К тому времени я уже с большим удовольствием прочитала всего доступного Шекспира, и «принц датский» в моём воображении имел совсем другой облик - стройный, высокий, с тёмными кудрями, нечто байроноподобное (госпожа ЕА забыла, что Байрон хромым был). Гамлет же Высоцкого не вызывал ни сочувствия, ни симпатии: хриплоголосый, орущий, похожий скорее на разбойника с большой дороги, чем на королевского отпрыска». Т.е., познакомься она с настоящим Гамлетом, он бы ей явно не понравился. События-то происходили до «акселерации» и тогдашние мужчины высоким ростом не отличались, на их фоне и сам Высоцкий высоким бы казался, да и вообще, слова «принц»=«первый» и «высокий» - не синонимы. Единственное, что я считаю крайне желательным, это чтобы собеседники чаще использовали оговорку: «по-моему» и реже обобщали, ведь разные мы. [Это сообщение изменил GDB (изменение 21-08-2008).] IP: Logged |
Zebra Member |
написано 21-08-2008 14:42
Дорогой GDB! Мне кажется, что Вы преувеличиваете степень расхождений. К тому же, теоретические разногласия недорого стоят [по-моему], важнее реальность, которая за ними стоИт. Если, обсуждая тексты, мы заметим какие-то закономерности, - хорошо, а нет - так нет. То, что для одного песня - провальная, а для другого - шедевр, общению не только не мешает, а наоборот, способствует, если мы не кидаемся друг друга переубеждать, а обмениваемся впечатлениями, мыслями. [по-моему] Вот строка «Замок временем срыт и укутан, укрыт…» Вас трогает, а меня нет. Это результат, в этом мы с Вами разные. Но мне безумно интересно знать, в чем эта разница состоит. Вот я и читаю Ваш пост взахлеб. В нем есть объяснение, почему меня занозит. == GDB: «Замок временем срыт» - это одно, а … оставшиеся на его месте камни поросли мохом, превратились в «травой заросшие бугорки»… чуть копнул, и открывается прошлое: там под камнем наконечник стрелы, там сломанный, ржавый клинок... Это прошлое, холодное на страницах когда-то ненавистного мне учебника, ожило, заговорило, запульсировало...» == Абсолютно мое ощущение! IP: Logged |
GDB Member |
написано 21-08-2008 18:31
«Остальной текст ничего существенного к нему не добавляет» - опять не понимаю . Это же было только обстоятельство места и времени. А дальше пошел сам рассказ о жизни, когда этот замок стоял. Идут великолепные батальные сцены, более яркие, чем на любых полотнах баталистов. Написанные так сочно, что я себя участником чувствую (правда в реальности это страшные события, я бы испугался, спрятался, убежал бы наверное: «...По оскалу забpал:/Это - смеpти оскал!.../ погляди,/Как их лица гpубы!/И всегда позади -/Воpонье и гpобы»). А потом человек из прошлого пытается выяснить, а во имя чего это было, чего достигли, что осталось. И надется, что не зря. И его волнение, тревога и боль и в стихах, и в интонации, и в мелодии. Если уж здесь спад и что-то ещё нехорошее... Повторю за Чизхолмом: «Всегда найдётся некто, кто поймет неправильно» IP: Logged |
Любитель Member |
написано 22-08-2008 12:28
Редкий случай - мы с уважаемым GDB совершенно сошлись во мнениях! Мне тоже никогда не мешала эта небольшая неточность - "укутан, укрыт" конечно, не замок, а то, что от него осталось. Хотя... неточность ли это? Ведь "развяжет язык молчаливый гранит", значит и замок оживёт, и "время подвиги эти не стёрло..." Прошлое живёт в настоящем, чтобы напоминать нам, в нашей сегодняшней суете, что "цена есть цена, и вина есть вина". А если так - то замыслу больше соответствует "укутан, укрыт", а не "срыт". Так что же здесь неточность? Только... дорогой мой GDB! Кажется, Zebra писала уже, что здесь все мы высказываем только СВОЁ СОБСТВЕННОЕ мнение, так зачем каждый раз это оговаривать? Ведь это само собой разумеющиеся вещи, не вижу здесь никакого неуважения к собеседникам, ведь они вправе соглашаться или не соглашаться. Что касается нашего постоянного "меня трогает", "а меня нет", так ведь об этом и речь! Я пытаюсь (видимо, не очень успешно) доказать, что никакие психологические типы, "рассудочные" или "эмоциональные", ПСС, ВСС и пр. НЕ МОГУТ предсказать, какое будет впечатление, произведённое на человека произведением искусства. Я, конечно, и не собираюсь доказывать ГЕНИАЛЬНОСТЬ каких-либо стихов, я пытаюсь доказать, что это принципиально НЕДОКАЗУЕМО! (Ох,получилось похоже на попытку укусить собственный локоть). Не филология, ни другие науки, объясняя нам, кажется, всё - на самом деле НИЧЕГО не объясняют, потому что наука и искусство существуют, на самом деле, по разным законам. Это не значит, что научный анализ не нужен - очень даже нужен, но для других целей - чтобы помочь нам понять "как сделаны стихи", разобрать авторский инструментарий, если можно так выразиться. Объяснить же, что за тайна восхищает нас в каких-то строчках, и почему одним это близко и дорого, а других оставляет совершенно равнодушными или даже раздражает - боюсь, не поможет даже наша "высокоучёная" дискуссия... IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 22-08-2008 06:26
"не собираюсь доказывать ГЕНИАЛЬНОСТЬ каких-либо стихов" (Любитель). И я не собираюсь. Это была полушутка. А то, что ниже - всерьёз. Пользоваться буду только я сам , естественно, ничего никому не навязывая.... впрочем, и не запрещая. А всё дело в направлении. Проще говоря, в векторе. Поэзия - по большому счёту - не должна заниматься утверждением "бесспорных" истин и отрицанием "спорных"; не должна работать на наше непременное "со-переживание" и поражать "эффектом узнавания": - смотри-ка, мол, точно, правильно, так и есть! Ей нет дела до наших завтраков, обедов и ужинов, наших радостей и печалей, лозунгов и распрей, до наших понятий о добре и зле. Но!.... Она непостижимым и незаметным образом вбирает всё это, и уносится шариком в метафизические, трансцедентальные и какие-там-ещё-есть труднодоступные высоты, и парит там свободно, чтобы в один прекрасный миг вернуться и поведать о чём-то новом и очень важном, а главное, сообщить (по секрету), что ещё есть надежда. Оттого и возвращается шарик - голубым. IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 22-08-2008 06:42
<<«шарик голубой» вызывает у меня сочувственную улыбку>> (GDB) Уважаемый GDB, Вам спасибо за то, что напомнили о песне про шарик в контексте этой дискуссии; благодаря этому, до меня наконец дошло, о чём эти стихи - после стольких лет "слепых" неясных ощущений. А заодно... не тешу себя надеждой, что сразу в корне что-то поменяю, но... где-то... когда-то... может быть... улыбка Ваша по поводу этой конкретной песни поменяет полярность со знака "-" на знак "+". IP: Logged |
Zebra Member |
написано 22-08-2008 13:21
Necrazyfan, дорогой мой, спасибо за эти вдохновенные строки. Как всё просто, щемяще и внятно... [Это сообщение изменил Zebra (изменение 22-08-2008).] IP: Logged |
vitakh Member |
написано 22-08-2008 22:32
Присоединяюсь к словам Зебры Надежда есть, коль душу к небесам IP: Logged |
Zebra Member |
написано 22-08-2008 23:02
Теперь мой черед присоединиться к Vitakh'у. О пророках. В другой теме вспомнили "Я из дела ушел..." и что во французском переводе "из-за синей горы" - это из потустороннего мира. Мне такое понимание этого образа не кажется безусловным. Почему только - в смерть? Путешествие героя отсюда туда может быть и из страны за рубеж. [по-моему] IP: Logged |
kommentarij Member |
написано 22-08-2008 23:11
Есть ответ в иной песне: "Небо поделилось с океаном синевой - две синевы у горизонта скрещены" - "Благословенны вечные хребты, благословен великий океан" - "Кто в океане видит только воду, тот на Земле не замечает гор". О каких хребтах речь? Видимо, смыкание неба с океаном образует лежащий на боку синий хребет - "верхушкой" которого является горизонт. Кто видит в океане воду, но не видит небо - тот, естественно не замечает и образованный водой и небом синий горный хребет (горизонт). [Это сообщение изменил kommentarij (изменение 22-08-2008).] IP: Logged |
GDB Member |
написано 23-08-2008 02:32
vitakh написано 22-08-2008 22:32 : "Так говорил necrazyfan. А говорят, что нет пророков". Пророков нет в отечестве СВОЁМ! IP: Logged |
vitakh Member |
написано 23-08-2008 03:05
Все, Гена, мы не без изъяна, но в общий свет добавим огоньки. Пусть носят кони нас за океаны, а у врагов пускай отвалятся коньки. IP: Logged |
vitakh Member |
написано 23-08-2008 03:55
Поэзия - туманное созданье, чей аромат в сей теме распылён, возможно, морщится на наши приставанья и думает: "Когда придёт Лион?" IP: Logged |
necrazyfan Member |
написано 23-08-2008 06:05
"А говорят, что нет пророков" (vitakh) Стихи читая "между строк", IP: Logged |
Эта тема разбита на 12 страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все время ET (US) | перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме |
Powered by: Ultimate Bulletin Board, Version 5.40
© Infopop Corporation (formerly Madrona Park, Inc.), 1998 - 1999.