Тема закрыта  Тема закрыта
Расскажите об этой теме знакомому!
  Конференции на Куличках
  Владимир Высоцкий
  Книги о Высоцком (Страница 28)

новая тема  
персональные настройки | регистрация | установки | faq | поиск

Эта тема разбита на 34 страницы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34 

перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме
Автор Тема:   Книги о Высоцком
tumansky
Member
написано 20-07-2014 12:30     Просмотр личных данных: tumansky     Изменить/Удалить сообщение
В книге - показания Кох-го исключительно по теме "Хозяин тайги". Тема Хрущёва здесь как-то совсем не смотрится! Отношения у меня с ним средние, и виделись мы с ним только раз, по-моему, в 92-ом году в ГКЦМ. Но тогда я ещё не рисковал к нему подойти в живую, после того, как я ему позвонил один раз около 22 (!) вечера и передал привет из Магадана. Нужно было время, чтобы всё это забылось. И правда - время всё вылечило!

IP: Logged

Alik13
Member
написано 20-07-2014 17:50     Просмотр личных данных: Alik13     Изменить/Удалить сообщение
Лева,спасибо за книги,что ты мне презентовал в Новосибирске.Труд титанический конечно.Читаю сейчас

IP: Logged

tumansky
Member
написано 20-07-2014 18:07     Просмотр личных данных: tumansky     Изменить/Удалить сообщение
А в Минске их у меня вышло штук 30 или 40 (я их никогда не считал. Может быть, их на самом деле всего около 20)! И готовил я их так же тщательно, как и эти.

IP: Logged

tumansky
Member
написано 20-07-2014 21:56     Просмотр личных данных: tumansky     Изменить/Удалить сообщение
Как ты сам оцениваешь свои книги?
Они в твоем представлении-понимании какие?
Извиняюсь, пропустил вопрос вчера. Они в моём представлении являются попыткой приблизиться к научному изданию. Хотя до полной научности во многом не дотягивают. А для этого нужно хотя бы отличное качество печати. Об остальных минусах - слишком длинный разговор получится.

IP: Logged

Вик.
Member
написано 20-07-2014 22:18     Просмотр личных данных: Вик.     Изменить/Удалить сообщение
Мне почему-то кажется, что довольно сложно говорить о НАУЧНОСТИ книг, если они составлены из интервью. - Чисто мое субъективное мнение. Не исключаю, что возможно, и ошибочное.
Сама форма интервью подразумевает субъективный разговор двух персон.

Цель твоих интервью - максимально вытащить из человека инфо о ВВ? Не тенденциозную, не узко-специальную, а по-возможности полную. Завязанную на конкретный временной отрезок общения с ВВ.
Как-то так?
А научность-то здесь как лепится?

IP: Logged

tumansky
Member
написано 20-07-2014 22:49     Просмотр личных данных: tumansky     Изменить/Удалить сообщение
В моём понимании научность как раз и заключается именно в том, чтобы максимально обработать единицу (в данном случае - очевидца), и чтобы любая информация перекликалась с другими направлениями этой же науки (но далеко всегда это получается внутри самой книги). Тогда я должен публиковать пустые оборотки фотографий, не обрезать обтрёпанные края, не дай Бог ничего не ретушировать, прикладывать к книге диск с фонограммами моих разговоров и т.д. Но этого ведь никто не поймёт! Вот поэтому я считаю данные материалы полунаучными.

IP: Logged

Вик.
Member
написано 20-07-2014 23:32     Просмотр личных данных: Вик.     Изменить/Удалить сообщение
Ну вот, уже звучит внятней и, как гритца, ближе к телу. Полу или на четверть определить сложно...

Главное, что эти материалы не дилетантские, не графоманские и не чисто журналистские. Значит, действительно могут представлять какую-то научную ценность. В чем ценность? - В стремлении к объективности, детализации, аргументации и т.д.

Потому как некоторые так называемые "веды" как раз и грешат тем, что откровенно занимаются популизмом и компилированием. За что и получают по ушам.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 20-07-2014 23:55     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Цыбульский, я счастлив, что у нас абсолютно разные точки зрения на всё. Каждый остался при своём мнении.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 21-07-2014 12:09     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
В Донецке вышла книжка Владимира Яковлева "Донецкая театральная Высоцкиана" В ней 110 страниц. Стоимость 3-х книг плюс
пересылка мне в Израиль -22 доллара.

IP: Logged

Mark_Tsibulsky
Member
написано 21-07-2014 01:33     Просмотр личных данных: Mark_Tsibulsky     Изменить/Удалить сообщение
>>>Цыбульский, я счастлив, что у нас абсолютно разные точки зрения на всё.<<<
========
Надель, наше счастье взаимно. Я думал, что мы понимаем, по крайней мере, то, что к собеседнику надо обращаться либо по имени, либо по фамилии, но с прибавкой "господин". Оказывается, даже в этом мы отличаемся - и это здорово!

IP: Logged

Евгений Давидович
Member
написано 17-08-2014 07:56     Просмотр личных данных: Евгений Давидович     Изменить/Удалить сообщение
"У издания нет выходных данных, но напечатано оно было не позднее лета 1980 года, якобы нелегально в типографии газеты "Правда". Летом 1980 г. (после смерти Высоцкого) этот экземпляр (естественно, он был не единственным) принёс мне человек, продававший из-под полы, как тогда выражались, книги с этой типографии. Другие сведения и имя составителя этого сборника мне, к сожалению, неизвестны. Надеюсь, кому-нибудь из библиографов эта заметка попадётся на глаза, и можно будет узнать больше."

См. полностью: http://polesh-chuk.livejournal.com/455617.html

IP: Logged

Roma19
Junior Member
написано 17-08-2014 15:48     Просмотр личных данных: Roma19   Написать письмо: Roma19     Изменить/Удалить сообщение
Посмотрел фильм сначала про Высоцкого а потом и книгу прочитал!! Блин, вот он крутой был мужик. Он вдохновил меня научиться играть на гитаре, днем и ночью смотрю видео уроки, купил гитару. Вот брат (тоже на гитаре играет) посоветовал сайт с видео уроками: http://lookandplay.net/videoschool-guitar

IP: Logged

tumansky
Member
написано 18-08-2014 13:50     Просмотр личных данных: tumansky     Изменить/Удалить сообщение
"Он вдохновил меня научиться играть на гитаре..." У меня произошло то же самое, правда, это было ровно 32 года тому назад. Я купил семиструнку, но так как в посёлке никто не мог подсказать мне совсем ничего, то надоумили просто снять 7-ую струну и настроить гитару под 6-струнный стандарт. Я купился на это сдуру, но потом всё-таки (с 86-го года) перешёл на 7 струн, где и остаюсь по сей день. 7-струнная культура гораздо роднее лично мне, складнее, удобнее. Да и сама цифра 7 греет больше, чем 6. Со временем я узнал, что ещё в 60-ых годах цыгане стали переходить на 6 струн... меня это просто убило!!!

IP: Logged

Елена Л..
Member
написано 19-09-2014 12:40     Просмотр личных данных: Елена Л..     Изменить/Удалить сообщение
Вышел №15 журнала "В поисках Высоцкого". Из его содержания - интересны следующие материалы (и что самое главное – самостоятельные, не переписанные у других – работы авторов):
В.Перевозчиков "Спасти...Время Высоцкого"
В.Гавриков "Сюжетно-мотивное единство цикла "Очи чёрные" Высоцкого и песни "Мельница" Башлачёва"
В.Изотов ""Пресловутый мистер Пек": возможный источник возникновения имени (к вопросу об антропонимических прототипов)"
С.Шаулов-мл. "Мифологические претекст и актуальный контекст песни "Расстрел горного эха"
Е.Кузнецова "Особенности метроритмической структуры песен В.С.Высоцкого"
Ю.Куликов "Высоцкий в объективе Нисанова"
С.Уварова "Герой нашего времени".Рецепция и реконцепция образа Глеба Жеглова в современном российском телесериале (на материале сериала "Глухарь")"
Лион Надель "Штрих к хорошо проработанной теме"
А.Сёмин "Шестое доказательство"
М.Ходанов "Всё потерять - и вновь начать с мечты"
Я.Корман "Песня "Путешествие в прошлое" (1967): контекст и подтекст"
В.Яковлев "Браво, Украина! Браво, Высоцкий!"
В.Шакало "Романтические увлечения"
В.Перевозчиков "Записи 2013-2014 гг"
К.Семынин "Зачем душманы заминировали МАФС"


IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 19-09-2014 17:48     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, уважаемая Елена Л. Мне выслали только позавчера ежеквартальник этот, т.е. в руках не держал... В одноименном сообщении(заочном) на Съезде в Новосибирске 9-го мая сего года был ещё подзаголовок "О пользе библиографии": основа моих заметок -информация в помощь мне библиографов Центральной Научной Библиотеки ХГУ, а также -подсказка Марлены Зимны.

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 19-09-2014).]

IP: Logged

Geological.Narod
Junior Member
написано 30-09-2014 22:52     Просмотр личных данных: Geological.Narod     Изменить/Удалить сообщение
"Владимир Высоцкий в МГУ". Презентация книги Александра Тюрина.
1 Октября 2014 в Клубе Выпускников МГУ (Москва, Буманская, 23)
Начало в 19:30. Вход свободный.
Уникальная возможность приобрести книгу с автографом автора.
Подробности на странице мероприятия:
www.facebook.com/events/1480477192222946

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 03-10-2014 12:50     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Проверка. Ув. Елена Л.! У меня появилась возможность выслать Вам в подарок мою книгу "Тот, который не стрелял. Эхо войны".
Пожалуйста, мэйл для переписки сообщите Алексу Свердлину или ГДБ.

Второй вопрос не имеет связи с первым:
не можете ли Вы мне купить книгу Охрименко, вышедшую недавно... Понятно, что деньги на покупку и пересылку я вышлю заранее. Спасибо!

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 03-10-2014).]

IP: Logged

Елена Л..
Member
написано 03-10-2014 13:00     Просмотр личных данных: Елена Л..     Изменить/Удалить сообщение
Лион, спасибо. С Вашей книгой я ознакомилась, мне достаточно ее сканов, которые у меня имеются.

К сожалению, из-за недостатка времени я не имею возможности заниматься рассылкой книг. Книгу Охрименко я получила в подарок через третьих лиц. Насколько я знаю, в магазинах она не продаётся. Я могу Вам лишь порекомендовать написать Максиму Эдуардовичу Кравчинскому – непосредственному инициатору переиздания и распространения данной книги - на его почтовый адрес shanson-book@mail.ru, и он Вам сообщит о наличии или отсутствии книги, если тираж еще не распродан. Она стоит примерно рублей 200-300. Если тираж распродан и Вы не сможете приобрести ее, напишите здесь, я ее перефотографирую и Вам пришлю.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 03-10-2014 20:51     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Большое спасибо! Удачи!

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 05-10-2014 20:22     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, наладил связь с Кравчинским, 2 книги Охрименко мне с библиофилом N он вышлет 7-го. Деньги вышлю ему завтра. Кого интересуют подробности, пишите мне, можно на адрес Алекса Свердлина.


[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 05-10-2014).]

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 05-10-2014).]

IP: Logged

Елена Л..
Member
написано 04-11-2014 12:53     Просмотр личных данных: Елена Л..     Изменить/Удалить сообщение
Новая книга - И.Н.Савчук "Опыт творческой биографии В.С.Высоцкого: принципы и подходы" (2014 г., Ворожнеж, изд-во ВГПУ, 207 стр.)

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 06-11-2014 12:21     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Восхищён книгой Охрименко! Огромное спасибо, Елена, за своевременную информацию.

IP: Logged

Вик.
Member
написано 09-11-2014 18:41     Просмотр личных данных: Вик.     Изменить/Удалить сообщение
http://bookfor.ru/tags/%C0%ED%E4%F0%E5%E9+%CF%E5%F0%E5%E4%F0%E8%E9/

Кто-нибудь читал эту книгу?
Какие впечатления?

IP: Logged

Евгений Давидович
Member
написано 09-11-2014 19:37     Просмотр личных данных: Евгений Давидович     Изменить/Удалить сообщение
Там пишут, что ВВ перед Андреем Дементьевым пресмыкался:

"Сибирский художник Сергей Бочаров вспоминает и размышляет: «Я с Владимиром познакомился достаточно близко, и боюсь, он бы сегодня сделал свой выбор не в пользу русского народа. Почему? Потому что я в его характере обнаружил, прежде всего, страсть к роскошной жизни. Это страшная вещь. Это не страшно, если она невыполнима. Но он все-таки любил красивую жизнь, красивые машины; все роскошное нравилось ему.
Затем я видел в его характере то, что в песнях совершенно отсутствует, я не один раз наблюдал такое рабское поклонение перед высокими людьми. Меня просто потрясало,что он так держался с высокими начальниками. Я видел его рядом с главным редактором «Юности» Андреем Дементьевым. Я даже не узнал его. Я-то по его песням всегда считал, что это такой человек, бесстрашный, прямой, гордый. А рядом с Дементьевым (а он очень хотел опубликовать свои стихи в «Юности»), Высоцкий вел себя просто униженно. Это тоже говорит не в его пользу."

IP: Logged

Вик.
Member
написано 24-11-2014 23:12     Просмотр личных данных: Вик.     Изменить/Удалить сообщение
.

[Это сообщение изменил Вик. (изменение 24-11-2014).]

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 05-12-2014 02:07     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Рад сообщить о выходе 16-го номера ежеквартальника "В поисках Высоцкого". Там дан фрагмент моего интервью с Шуламит Дуксиной 2006-го года (полностью это аудиоинтервью хотел бы где-либо опубликовать). Но самое важное - в номер вклеено генеалогическое Древо Владимира Высоцкого на двух стандартных листах А-4, их склеить предстоит подписчику. Рекомендую клей
UHU(Германия) -промазываете кромку, накладываете кромку второго листа и проглаживаете, извините, пальцем 15 секунд. Шов -прочный, гибкий. Всю имеющуюся информацию собрал и оформил в виде текста на 10-и листах Вадим Ткаченко (Киев). Он включил и информацию из моего аудиоинтервью с Дуксиной. Я -технич. исполнитель схемы, которая имеет длину -2метра, высоту -35 см. Редакция вынуждена была сжать схему по длине. У неё не было иного выхода. В ближайшие дни я с помощью специалиста скан схемы размещу в интернете (если он ещё не размещён в интернете). ДРЕВО представляет собой пирамиду, вершиной которой является Владимир Высоцкий. Для подарков я схему уменьшил до 55%, т. е. длина -метр и десять см, высота -около 19 см.. Музеям -Кошалинскому, Московскому и г. Тольятти дарю копии 100%размера, друзьям -склеенные мною 1м.10 см или три листа А-3, надо сделать две склейки и обрезать. Нескольким библиотекам Украины и некоторым людям тоже подарю комплекты трёх листов А-3. Увы, я не могу скопировать всем подписчикам три листа А-3 для послед. склейки. За ДРЕВО спасибо Нине Максимовне Высоцкой, Алексею Владимировичу Высоцкому, Ирэне Высоцкой, Михаилу и Ане Высоцким(Харьков), Михаилу Кальницкому и Вадиму Ткаченко (Киев), Ирине Фещенко (Москва), Шуламит Дуксиной.

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 05-12-2014).]

IP: Logged

vitakh
Member
написано 05-12-2014 21:02     Просмотр личных данных: vitakh   Написать письмо: vitakh     Изменить/Удалить сообщение
Славное Древо! Спасибо всем, кто способствовал его отображению.

Много сменится лет и сойдёт много вод
И дай бог цвести рощам и чащам -
Славно дерево, давшее редкостный плод,
В прошлом, будущем и настоящем.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 06-12-2014 23:43     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
[URL=https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=v0H_AgAAAEAJ]http://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=v0H_AgAAAEAJ[/U R L]

За тех. помощь - перенос ДРЕВА сюда - спасибо Александру Ялтинскому.
За удачный стишок спасибо, Витах!

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 07-12-2014).]

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 07-12-2014).]

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 07-12-2014 12:38     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
http://pixs.ru/showimage/spopravkoy_7084384_15053364.jpg


IP: Logged

Анатолий Олейников
Moderator
написано 10-12-2014 20:08     Просмотр личных данных: Анатолий Олейников   Написать письмо: Анатолий Олейников     Изменить/Удалить сообщение
В декабре 2014г., в Новосибирске выходит сборник докладов по итогам "Международной научно-практической конференции "ВЫСОЦКИЙ - XXI ВЕК", заинтересованные в приобретении сборника могут обратиться по е-mail:sibfond@yandex.ru
Все авторы - участники конференции получают сборник докладов бесплатно. Рассылка сборника будет осуществляться до 25 января 2014г. Оставшийся тираж будет отдан в библиотеки.

IP: Logged

Евгений Давидович
Member
написано 19-12-2014 16:47     Просмотр личных данных: Евгений Давидович     Изменить/Удалить сообщение
С подачи Виолетты Лавровой, предлагаю вашему вниманию статью из ноябрьского номера этого года толстого литературного воронежского журнала "Подъём".

Юрий КУРГУЗОВ. И у нас был Высоцкий…
(История издания сборника «Не вышел из боя»)

Эти заметки вовсе не претендуют на что-то слишком уж «серьезное» и «глубокое». Просто мне захотелось еще раз вспомнить о том, что и у нас, в Воронеже, «был Высоцкий». Имею в данном случае в виду наверняка памятное еще многим его почитателям издание в 1988 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве первого в стране «толстого» сборника Владимира Высоцкого «Не вышел из боя». При жизни его книги не выпускались, а после смерти Роберт Рождествен­ский пробил «Нерв», небольшую книжечку в мягкой обложке, мгновенно ставшую страшным дефицитом и стоившую на «чёрном» рынке «в лесу», если память не изменяет, порядка 30-40 рублей, по тем временам — четверть вполне приличной зарплаты. И вот — почти шестисотстраничный том в Воронеже!.. Мне посчастливилось быть причастным к изданию этой по-своему уникальной книги.

Итак, с чего всё началось? Ну, во-первых, разумеется, с «перестройки». Если до этого информация о Владимире Высоцком просачивалась на страницы печати, мягко говоря, очень дозированно, то примерно в 1986-м словно прорвало плотину. Газеты, журналы, радио, ТВ — всюду стали появляться публикации о Высоцком, либо его произведения, песни, фрагменты записанных и снятых в свое время, но так и не попавших на экран и в эфир передач. Помнится, «Огонёк» вообще посвятил поэту целый номер, в котором не было иных материалов, кроме как самого Высоцкого и о Высоцком. Но всё же это было еще «не то», явно требовалось что-то большее...

Идея издания солидной книги в Воронеже принадлежала тогдашнему директору Центрально-Черноземного издательства Анатолию Свиридову. Название тоже предложил он: чуть перефразировав строку из известной песни Высоцкого, заменил в ней словосочетание «не вернулся» на «не вышел». Помню, многие поначалу были против, однако же в конечном итоге признали, что в таком виде название книги обрело дополнительный смысл — Владимир Высоцкий не вышел из своего боя. Он продолжает жить. Он — с нами...

Свиридов связался с родственниками поэта: родителями - Ниной Максимовной и Семёном Владимировичем, сыновьями Никитой и Аркадием, Мариной Влади и получил их согласие на издание книги. Она должна была состоять из двух «блоков»: первый — тексты песен и стихов Высоцкого плюс нео­конченный «Роман о девочках», второй — статьи, очерки, воспоминания известных критиков, литературоведов, журналистов, актеров: Валентина Толстых, Юрия Карякина, Льва Колодного, Людмилы Гурченко, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина и других. А перемежаться эта «проза» будет посвященными памяти Владимира Семеновича стихотворениями Бу­лата Окуджавы, Андрея Вознесен­ского, Евгения Евту­шенко, Беллы Ахмадулиной, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Андрея Дементьева. Со всеми ними также была достигнута договоренность.

И началась работа над сборником. Из самых разных изданий перепечатывались публикации и стихи вышеупомянутых авторов, а также «Нерв» и произведения В.С. Высоцкого, опубликованные на тот момент во всевозможных газетах и журналах. Вот на этом этапе Свиридов подключил к работе и меня, младшего редактора редакции художественной и дет­ской литературы. Наши машинистки Любовь Михайловна Медведева и Валентина Сергеевна Иванова трудились не поднимая головы, и через какое-то время стопа будущей рукописи достигла уже довольно внушительных размеров, однако...

Однако я обратил внимание, что тексты одних и тех же стихов и песен в разных изданиях зачастую хоть немного, единственным словом или запятой (а порой и существенно) отличаются друг от друга. Нередко также разнилась и датировка. В принципе, это объяснимо: «канониче­ских» печатных текстов, за исключением нескольких стихотворений, у Высоцкого, повторюсь, при жизни не было, а практиче­ски весь «самиздат» шел «с пленок», записывался на слух и полуподпольно тиражировался. Да к тому же у автора часто было по нескольку вариантов (пусть отличающихся лишь строкой либо даже словом) одного и того же стихо­творения. И что делать? Какой вариант публиковать? То же и с датами: расхождение иногда достигало нескольких лет, а в газетах порой их вообще не было. Здесь, помимо всего прочего, вставала уже и проблема компоновки сборника — идти по пути «Нер­ва», давать стихи по циклам: «военные», «спор­тивные», «сатириче­ские» и т.д. как-то не хотелось. Действительно, я точно уперся лбом в стену. И тут...

И тут, кажется, «Огонёк» сообщил о создании Комиссии по литературному наследию В.С. Высоцкого и опубликовал обращение ее главы, известного литературоведа и театрального критика Натальи Кры­мовой (вдовы режиссера Анатолия Эфроса), в котором та убедительно просила все издательства и редакции страны не печатать Высоцкого без предварительной сверки с текстами, которыми располагает Комиссия.

Свиридов переговорил с Крымовой, а потом дал номер ее телефона мне: «Позвони».

Я позвонил, и Наталья Анатольевна сказала, что такие вопросы, как сверка текстов, по телефону не решить, а также сообщила, что в ближайшие месяцы, к сожалению, занята (по-моему, работой над книгой о муже, точно уже не помню), и попросила позвонить своему заместителю по Комиссии, Всеволоду Абдулову, у которого находятся почти все материалы, и назвала номер. Я позвонил ему, рассказал о возникших проблемах и спросил, что нам делать. «А что тут делать? — удивился он. — Приезжайте, здесь все ваши проблемы и решим». И назвал адрес.

«Поезжай, — сказал и Свиридов. — Оформляй командировку и отправляйся».

Ничего не попишешь — оформил и отправился.

Признаюсь, когда я в первый раз подошел к двери той квартиры в большом каменном сером доме по улице Немировича-Данченко, то невольно почувствовал некоторое волнение молодого провинциала. Ну, в самом деле, мог ли я когда-нибудь предположить, что буду протягивать руку к кнопке звонка квартиры одного из любимых киноартистов своей юности, актера МХАТа и, по-моему, самого преданного и верного друга Владимира Высоцкого. А медная, с прозеленью табличка на двери — «Осип Наумович Абдулов» вмиг напомнила о его отце, народном артисте РСФСР, сподвижнике самого Мейерхольда. Видели же старый фильм «Свадьба» по мотивам чехов­ских рассказов? Осип Абдулов — грек Дымба: «В Грэции все есть!»

Позвонил. Дверь открыла молодая женщина. «Здрав­­­­ствуйте». — «Здравствуйте. Из Воронежа? Про­­­­­­ходите. Сева скоро будет». По пути в «рабочую» комнату поздоровался с весьма преклонных лет чинной дамой. «Елизавета Михайловна, это Юра, из воронеж­ского издательства, к Севе. Высоцкого в Воронеже хотят издавать». Закрыв дверь в комнату, Лена, жена Всеволода, пояснила: «Свекровь». Господи, ведь эта женщина была знакома со Станислав­ским, Немировичем, Мейерхольдом, Таировым, Коонен, Цветаевой, Ахматовой, Симоновым, Жаровым, Грибовым, Яншиным, Ранев­ской и многими-многими другими людьми, давным-давно ставшими легендой!..

Вскоре пришел Абдулов, мы познакомились и взялись за дело. Весь его кабинет чуть ли не до потолка был завален пачками машинописных листов со стихами Владимира Высоцкого. Я достал рукописи, которые привез из Воронежа, Абдулов и Лена искали соответствующие стихотворения в своих залежах, и мы сопоставляли, сверяли тексты, уточняли даты, и я вносил соответствующие исправления. Плюс добавляли песни и стихи, которых у меня не было, но которые, по мнению «комиссаров», обязательно должны быть представлены в сборнике.

В общем, как и следовало ожидать, оказалось, что работа, ради которой прилетел в Москву - не на день и не на два. Вечером Сева спросил: «Ты на сколько приехал?» Я пожал плечами: «Ну, дня на три-четыре». Он только рассмеялся...

Короче, забегая вперед, скажу, что лишь подготовка текстов к книге Высоцкого «Не вышел из боя» заняла полгода, если не больше. В Москву за это время пришлось слетать раз десять. Жил у Абдулова, целыми днями просиживал над рукописями; и знаете, что обидно - так и не удалось встретиться с Мариной Влади, только однажды разговаривал по телефону. Лена просто руками разводила: «Слушай, это колдовство какое-то! Только она уезжает — и ты вот он. Или наоборот!»

Меж тем работа над книгой шла и в Воронеже. Настала пора думать о вступительной статье, и тут собкор «Совет­ской культуры» Эдуард Ефремов привел в издательство Александра Сергеевича Чаплыгина, пенсионера, бывшего преподавателя инженерно-строительного института, кандидата техниче­ских наук, а также «по совместительству» неистового поклонника творчества Высоцкого, обладателя огромной фонотеки записей и массы текстов стихов и песен Владимира Семеновича, и вообще человека очень незаурядного, непростой и даже драматичной судьбы. Как раз в это время журнал «Подъём» принял к публикации довольно объемистый очерк Александра Сергеевича о поэзии Высоцкого, и они с Ефремовым предложили этот очерк в качестве вступительной статьи к нашей книге.

Прочитав, я предложил его подсократить — ве­ликоват. Чаплыгин согласился, однако видели бы вы, с каким жаром он отстаивал каждый предлагаемый мною к сокращению абзац, каждую фразу, особенно, если считал ее ключевой для понимания и осмысления того либо иного тезиса своей статьи. К сожалению, этот замечательный человек был уже тогда серьезно болен и не расставался с ингалятором. Ему было трудно выходить из квартиры, тем более ездить из своего Юго-Западного в Северный район, в издательство. Обычно мы работали у него дома. Господи, как же, бывало, Александр Сергеевич кипятился, если считал, что я чересчур уж придираюсь, допустим, к стилю его статьи, а предложенный мною вариант фразы или даже синоним какого-нибудь слова его не удовлетворял. «Слушай! — кричал он. — Разве так можно! Ты такой молодой, а уже такой бюрократ!» «Почему это бюрократ?!» — удивлялся я. «Ну тогда — крючкотвор!» Обычно в подобных случаях я отправлялся курить на лестничную площадку, а когда возвращался, Александр Сергеевич уже успокаивался и только ворчал: «Тебе бы всё курить! Давай дальше.». Не меньше придирок было у него и к текстам Высоцкого. «Запятую надо ставить не здесь, а вот здесь, — утверждал он. — Видишь, тогда несколько другой смысл получается». «Александр Сергеич, — вздыхал я, — но у Абдулова-то так». «Что значит — у Абдулова так?! — горячился он. — А Абдулов что, не человек, ошибиться не может?» (Кстати, впоследствии москвичи и в самом деле согласились с некоторыми замечаниями Александра Сергеевича).

Когда вышел «Подъём» с его очерком о Высоцком, Чаплыгин был страшно рад. Приехав в очередной раз, я поздравил его, а он подарил мне экзем­пляр журнала и сказал: «Знаешь, теперь бы еще дождаться книжку — и всё, можно помирать...» Естественно, я запротестовал, хотя, конечно, и понимал, что он действительно очень и очень болен...

Москвичи тоже не давали скучать. Бывало, раздается звонок: «Юр, помнишь, мы позавчера в таком-то стихотворении такое-то слово на такое-то исправили?» — «Помню». — «Да мы, слышь, тут посоветовались и решили, что тот вариант лучше. Правь обратно, как было!» Что делать — правлю. Но их тоже можно понять — у них-то тоже работа еще в начальной стадии.

Возникали и «собственные» вопросы. Например — стихотворение «Из детства». Посвящается Аркадию Вайнеру, а начинается: «Ах, время, как махорочка, — всё тянешь, тянешь, Жорочка...» Грызут сомнения — и рука ползет к телефонной трубке: «... Аркадий Александрович, да вот, не ошибка ли: «Всё тянешь, тянешь, Жорочка», — посвящается вам. Может, Георгию Александровичу?» Смеется: «Да нет, мне, милый, мне!» — «Точно?» — «Точно, милый, точно!» Ну и разные другие редактор­ские проблемы вставали не раз.

Когда из типографии «Коммуна» пришла первая верстка, мы в издательстве обрадовались: ну, теперь уже и книга скоро! Куда там. Звонок из Москвы: «Высылай верст­ку!» Высылаю. Звонок от Чаплыгина: «Неси верстку!» Несу. Да, кстати, помните в книге были иллюстрации к стихам и песням Высоцкого? Работы прекрасного самобытного художника Александра Аникеева тоже принесли Чаплыгин с Ефремовым. Позже появились и несколько рисунков В. Морозова.

...Первая верстка, вторая верстка... Воронеж — Москва... Москва — Воронеж. Подписание в печать... И вот свершилось!.. В издательство привозят наконец полтора десятка долгожданных сигнальных экземпляров, и — звонок из типографии: пусть приедет редактор, для контроля, так сказать, «пуска» тиража...

Мои коллеги, простите, «на ушах». «Сигналы» рвут друг у друга из рук. Я — тоже «на ушах», но мой-то «сигнал» уже в «дипломате», и я радостно предвкушаю, как после «Коммуны» брошусь показывать его всем встречным-поперечным... Увы, я жестоко просчитался! А ведь говорили мне, предупреждали: «Не бери «Высоцкого» в «Коммуну» — влипнешь».

И влип. Оказывается, типограф­ское начальство, всерьез обеспокоенное проблемой сохранности тиража, вызвало к проходной милицию и ОБХСС. Вошел-то я в «Коммуну» безо всяких препятствий, а вот вышел...

«Молодой человек!» — услышал я едва ступив за ворота, и ко мне приблизились двое, пожалуй, столь же молодых, как и я, людей. Один показал удостоверение и представился: «Капитан... — а фамилию я уже забыл. — Извините, — сказал капитан, — но в связи с печатанием в типографии особо дефицитной книги (помните те годы книжного голода?) мы вынуждены попросить вас открыть «дипломат».

Приплыли, вздохнул я, а вслух сказал: «Можно и не открывать. Там книжка Высоцкого. Но дело в том, что я — ее редактор, — показал свое удостоверение, — приезжал по просьбе коммуновцев, а эта книга — из издательства, это мой редактор­ский, сигнальный экземпляр». Он кивнул: «Конечно-конечно. Только я, к сожалению, не знаю, что такое «сигнальный экземпляр». Давайте пройдем на Чайков­ского...» (Думаю, каждый нормальный житель или уроженец Центрального района г. Воронежа муж­ского пола в курсе, что именно расположено «на Чайков­ского»).

Прошли. Беседуя по дороге о Высоцком. «На Чайков­ского» к нам присоединился какой-то майор, и я снова показывал удостоверение, свою фамилию в выходных данных сборника, объяснял, что такое «сигнальный экземпляр»... Увы, книгой в тот день я так ни перед кем и не похвастался. Нет, арестовать меня, правда, не арестовали — отпустили с миром, попросив прийти завтра к девяти утра. Я пришел в, мягко говоря, взвинченном настроении, и со словами «извините, мы выяснили, что это действительно ваша книга» получил многострадальный том назад. По глазам майора видел, как ему хочется, чтобы эта книга стала не моею, а его. Подобные же взгляды бросал накануне и капитан. Но я ни взглядов, ни намеков «не понял».

Итак, сборник вышел и сразу же стал дефицитным, невзирая на сумасшедшую по тем временам «госцену»: аж шесть рублей пятьдесят копеек! Я с великим трудом отбивался от массы родственников, друзей и знакомых, которые вдруг все разом вспомнили о моем существовании и беспрестанно звонили, приходили, что-то обещали и сулили, лишь бы я помог им сделаться обладателями желанной книги. Впрочем, то же самое касалось и остальных сотрудников издательства.

Нагрузившись пачками как верблюд, я слетал в Москву к Абдулову. Зашел к Семёну Владимировичу Высоцкому, занес «автор­ские» Л. Гурченко и на Таганку — В. Золотухину и А. Демидовой. А вернувшись в Воронеж, получил, так сказать, повышение по службе — стал полновесным, а не младшим, редактором. И честное слово, без каких-то там громких фраз я горд, что первой моей (как редактора) книгой стала именно «Не вышел из боя», а не какое-либо барахло, коего мы в те времена издавали немало. Наверное, «редактор­ски» она так и останется книгой моей жизни.

И А.С. Чаплыгин был счастлив, хотя и ворчал, что где-то что-то мы недоработали. (Доработали немного позже, во втором издании.) А летом 1988-го в Воронеж с концертно-поэтиче­ской программой, посвященной В.С. Высоцкому, приезжал Всеволод Абдулов с группой артистов. Он сначала позвонил: «Юр, а мы в Воронеже!», а потом заехал в издательство, где встретился с работниками ЦЧКИ и сотрудниками газеты «Молодой коммунар», рассказав немало интересного о Владимире Высоцком и не только о нем. А после я, Сева и Лена навестили Александра Сергеевича, который очень разволновался от такого неожиданного и приятного для себя визита. Впрочем, волнение его длилось недолго: вскоре они с Абдуловым уже спорили по поводу каких-то строчек Высоцкого.

У меня тот день совершенно случайно совпал с днем рождения, и вечером, после концерта во дворце «Электроника», Сева, Лена и я поехали к моим родителям на «Динамо» и накрыли стол. Пришли товарищи моего детства, и в ту июнь­скую ночь на так называемых «Низах» долго пел под гитару лучшие песни Владимира Высоцкого его лучший друг...

Когда увидело свет второе издание «Не вышел из боя», я снова поехал в Москву. Отвез книги, пробыл несколько дней у Абдуловых и уехал с наказом передать огромный привет и самые лучшие пожелания А.С. Чаплыгину. В Воронеже снял трубку, набрал номер: «Здравствуйте, а можно Александра Сергеевича?» И услышал в ответ: «Его вчера похоронили...» «Простите...» — только и сумел выдавить я. И, кажется, какие-то затертые слова соболезнования. Да... он предчувствовал, что недолго ему осталось, но, думается, одно из самых главных дел своей жизни Александр Сергеевич сделать успел — помог донести до земляков-воронежцев печатное слово своего любимого поэта. И честь ему за то и хвала!..

Кстати, в процессе подготовки сборника случались и занятные моменты. К примеру, в самый разгар антиалкогольной компании Сева попросил по телефону: «Юр, поедешь к нам, купи хоть бутылку водки, в Москве вообще не достать». Несмотря на предупреждения знакомых — «Всё равно в «порту» отберут», — купил две, которые, естественно, невзирая на тщательное укутывание в недрах «дипломата», моментально высветились на экране монитора в аэропорту. В ответ на вопросительно-задумчивые взгляды милиционеров я проникновенно сказал: «Мужики, лечу в Москву к друзьям Высоцкого. Будем у нас в Воронеже его книгу издавать».

«Мужики» в серой форме молча переглянулись и... отвернулись. Водку я довез. Бывали, конечно, и менее забавные вещи, но... Но не стоит о грустном. А у Абдуловых я был последний раз в 1999-м — отвозил какие-то документы в Го­скомитет по печати и завернул по знакомому адресу. Дверь все с той же медной табличкой, только я знаю, что и Елизаветы Михайловны уже нет... Звоню. Голос Лены: «Кто?» «Свои», — отвечаю. «Послушайте! — до­статочно нервно. — Или говорите, кто вы, или уходите!» «Да я это, — растерялся. — Юра. Из Воронежа...» Дверь открылась, на пороге улыбающаяся Лена, и голос Севы из глубины квартиры: «Кто пришел, Лен?»

Она, вместо ответа: «Сев, я что вчера на Арбате купила?» — «Ну, цар­ские открытки с Воронежем... Юрка, что ли?!» Лена кивнула: «Юрка, — и мне: — Заходи. Только учти, что на «своих» в Москве давно никто не открывает...»

Я вошел, и ко мне, опережая хозяина, бросилась целоваться весьма уже пожилая спаниелька Майка, которая, когда мы начинали работу над книгой Вы­соцкого, была еще баламутным полугодовалым щенком...

Всеволод Абдулов

Я хотел бы сейчас вспомнить о человеке, сделавшем все, чтобы наша книга действительно стала культурным событием всесоюзного масштаба. О Всеволоде Абдулове, которому было бы чуть за семьдесят, будь он с нами, но, увы, его уже более десяти лет с нами нет...

Повторюсь, на Абдулова вывела меня Наталья Крымова. Я созвонился с ним и поехал в Москву…

А вообще-то впервые я увидел Всеволода Абдулова, молодого и обаятельного, в телеспектакле «Соло для часов с боем», мхатов­ской постановке, где его партнерами были великие «старики» Андров­ская, Прудкин, Яншин, Грибов и юная и невообразимо прелестная Ирина Мирошниченко. Спектакль тот в первой половине 1970-х я смотрел столько раз, сколько его показывали, а показывали его, между прочим, довольно часто («застойный режим» эстетиче­ски и культурно, знаете ли, воспитывал население). Вторая моя «встреча» с Абдуловым-младшим — двухсерийный телевизионный фильм «Жили три холостяка» — легкая, веселая комедия с множеством отличных песен. Ну, не могу удержаться, напомню куплет и припев одной из них:

Мальчише­ское братство неразменно

На тысячи житей­ских мелочей.

И всякое бывает, но дружба неизменно

Становится с годами горячей.

Уходит бригантина от причала,

Мои друзья пришли на торжество.

И над водой, как песня, прозвучало:

«Один за всех и все за одного!..»

Песню эту позднее включили в свой репертуар и записали на пластинке «Самоцветы», но мы-то с ребятами пели ее даже раньше и тоже записывали — в несколько гитар - на бобину на допотопной (ныне) «Дайне». Э-эх, где-то теперь та бобина...

Простите, отвлекся. Хотя всё это к тому, что приехал словно не к постороннему, а почти к близкому и родному человеку. Однако же, разумеется, и с вполне объяснимым легким трепетом — актер МХАТа, друг с а м о г о Высоцкого!..

Но Абдулов трепет этот очень скоро постарался ликвидировать. Часа через два «работы с текстами» сказал: «Юр, давай-ка на «ты» и безо всяких отчеств, я так не привык...»

Занимались мы, напомню, книгой долго — в общей сложности более полугода (считая все верстки, сверки и т.п.). Я, извиняюсь за выражение, прижился в квартире Абдуловых, стал своим. Мне выделили для ночлега удивительную комнату — без окон, с огромным дореволюционным диваном, на котором спали и Высоцкий, и Марина Влади, и Шукшин, и Бортник, и Щербаков, и Туманов, и еще много-много замечательных личностей, к когорте коих, выходит, каким-то бочком присоседился и я. Когда первый раз укладывался на «историче­ском» диване, Всеволод спросил: «Тебя во сколько будить?» Я пожал плечами: «Да что меня будить?» А на следующий день он приоткрыл дверь: «Юрк, может, поднимешься?» «Ко­нечно-конечно, — пробормотал я. — А который час?» — «Да ерунда, пять минут третьего». — «Дня?!» Я пулей слетел с дивана. Вот такая вот коварная комната. Елизавета Михайловна, мама Всеволода, пояснила: «Понимаете, Юрочка, до войны наша квартира была значительно больше, но когда мы вернулись из эвакуации из Средней Азии, оказалось, что часть ее передали новым жильцам. И половина этой комнаты, с окнами, с тех пор у других людей... — И, как ответ на мой немой вопрос: — Ой, конечно, если бы Осип Наумович возмутился, стал протестовать, нам наверняка вернули бы ту жилплощадь, но разве же мы не понимали — война, всем надо где-то жить! Верно ведь, Юрочка?..»

Да, Елизавета Михайловна — это, конечно, вообще отдельная глава из сонма всех тех моих впечатлений. Наверное, ей было уже за восемьдесят, однако, чёрт побери, именно тогда я впервые в жизни понял, что и в старости человек тоже может быть прекрасен!.. Во-первых — речь. Ни до, ни после Елизаветы Михайловны я не общался в быту (подчеркну — простом, повседневном быту со всеми заморочками) на столь классиче­ски правильном и изящном рус­ском языке. (Естественно, имею в виду Елизавету Михайловну, а не себя. Мне так, боюсь, уже никогда не суметь.) А ее обращения! «Юрочка-голубчик», «Милый мальчик», «Душа моя»... Да ко мне сроду так и в таком количестве не обращались. Хотя... Хотя не исключаю, что в иных ситуациях лексикон Елизаветы Михайловны мог и варьироваться. Допустим, бывало, убедившись, что сын с супругой убежали на работу, Елизавета Михайловна входила (спросив разрешения, представляете!) в кабинет Всеволода, где я корпел над стихами Высоцкого, и, присев на стул, вдруг начинала жаловаться на невестку и сына за недостаток внимания. Каюсь, иногда я внешне почтительно (а внутренне порой даже и несколько раздраженно) автоматиче­ски кивал, как конь, башкой, что-то односложно мычал: «Ага», «Ну да», «Конечно», витая мыслями либо в Высоцком, либо еще где. Однако же едва лишь Елизавета Михайловна начинала что-то рассказывать, я забывал про всё на свете — я общался с уходящей эпохой...

Она говорила (не без кокетства), что в молодости была («вроде бы») недурна собой (да я уверен, она была просто красавицей!) и подавала надежды как актриса, но, встретив, полюбив и выйдя замуж за Осипа Наумовича (покойного супруга — только по имени-отчеству), отказалась от театральной карьеры (правда, позже работала завлитом в разных московских театрах) — «В семье достаточно и одного актера», — и всю жизнь была верной спутницей и ангелом-хранителем мужа, хотя знаки внимания ей пытались оказывать многие, в том числе и, «знаете ли, Юрочка», Шаляпин... Господи! Вы можете представить мои ощущения?! Я сижу и беседую с женщиной, за которой ухаживал сам Шаляпин!.. И вместе с ее рассказами от меня, действительно «молодого провинциала» конца двадцатого века, вдруг точно протягивался едва зримый, воздушный мостик в великий Серебряный век...

А еще Елизавета Михайловна никогда не выходила «по-домашнему»: всегда полный, почти сцениче­ский макияж, драгоценности — серьги, кольца, перстни, колье, броши и соответствующие же туалеты. И походка, осанка, стать: порода чувствовалась во всем, во всех деталях и мелочах ее ари­стократиче­ского облика.

Но она отнюдь не была, повторюсь, какой-то вы­сокомерной, ледяной гранд-дамой. Очень добрая и отзывчивая — «Как спали, Юрочка?», «Хорошо ли покушали?» А когда рассказывала, что в начале войны, в эвакуации, у них тяжело заболел и умер маленький сын (Всеволод-то, оказывается, был вторым), в глазах ее стояли слезы, точно эта беда произошла совсем недавно, а не почти полвека назад. И когда я вспоминаю о том, как «и у нас был Высоцкий», перед мысленным взором встают не только сам поэт и Всеволод Абдулов, но и Елизавета Михайловна. А еще — огромная фотография Фаины Ранев­ской в «заколдованной» комнате на стене с размашистой надписью черным фломастером: «Лизаньке с любовью». И еще — подаренная мне ею книга о муже, Осипе Наумовиче Абдулове, в которой Елизавета Михайловна была и составителем, и главным автором.

Что же касается самого Всеволода... Да, конечно, мы проделали с ним просто титаниче­скую работу по отбору, компоновке и сверке текстов, но сейчас хочется сказать даже не об этом, а о том, что тогда я в первый раз (и боюсь, в последний) встретил человека, для которого память о друге, друге, ушедшем на тот момент уже семь лет назад, сделалась доминантой всего его дальнейшего существования. Нет-нет, он вовсе не был каким-то неистовым фанатиком с горящими очами — нормальный мужик со всеми обычными муж­скими проблемами: на работе, в быту, во взаимоотношениях с близкими, но... Но, тем не менее, когда дело касалось Высоцкого, очи-то его и правда порой горели...

Для издательства, для меня встреча с Всеволодом Абдуловым стала очень важным, знаковым, решающим событием в процессе издания сборника «Не вышел из боя» (хотя для меня, конечно, и не только в этой связи), но... Но дерзну предположить, что и для Всеволода мое появление сыграло немалую роль. Ведь от теоретиче­ской «работы с текстами» в Комиссии он в миг единый перешел к работе прак­тиче­ской — к подготовке книги.

И в первый же день он сказал: «Знаешь, теперь главное, чтобы эта книга вышла и стихи Владимира Семёновича (да-да, именно так; при мне он всего лишь несколько раз назвал его Володей) дошли до читателей. Это было заветной его мечтой...» К Вы­соцкому Абдулов относился, как к иконе, кумиру; слово, мнение Высоцкого о чем-то или ком-то было для него истиной в последней инстанции. Помню, он рассказал, как однажды на... пикнике, что ли, в общем, на природе, с шашлыками и прочим, довольно жестоко избил некоего известного тогда поэта, который терпеть не мог Высоцкого, всюду гадил ему и там, «на природе» же, начал (а вернее, продолжил) хамить во все тяжкие. Сам Владимир Семенович, стиснув зубы, отвернулся, а Всеволод отворачиваться не стал — расквасил зарвавшемуся «инженеру человече­ских душ» морду и сбросил в речку остудить пыл. И, по-моему, за все годы нашего знакомства то был единственный раз, когда я услышал от Абдулова непечатные выражения, — разумеется, в адрес того поэта.

Но, кстати, и сам ощутил однажды на себе ми­кро­скопиче­ский абдулов­ский холодок, хотя, естественно, ничего плохого в адрес Высоцкого не говорил. Но есть же ведь пословица: «Простота хуже воровства». А дело в том, что у Абдулова была гитара. И по тем временам — ого-го, не абы какая самар­ская или бобров­ская, а чеш­ская «Кремона». Очень хороший инструмент, на который в первые свои визиты я не раз бросал алчные взгляды, но рукам воли не давал. А вот когда малость обжился, да однажды вечерком еще и под закуску... Словом, спросил разрешения — и давай наяривать всякие риффы «Дип Пёрпл», «Блэк Саббат», и... И вдруг почувствовал на себе взгляд хозяина дома... Нет, не злой, но точно говорящий: «Да когда ж ты заткнешься!» И я заткнулся, отложил гитару, а Абдулов, словно извиняясь, вздохнул: «Э-эх, старик, на ней часто играл Володя...»

И была еще схожая ситуация. Летом 1988-го Абдулов приезжал в Воронеж с группой артистов и музыкально-поэтиче­ской программой, посвященной памяти Высоцкого. Концерт был в «Электронике», и тот день случайно совпал с моим днем рождения. После выступления мы с Всеволодом поехали к моим родителям, на «Низы» в районе «Динамо». Пришли друзья моего детства, с гитарами, водкой, медицин­ским спиртом и домашним виноградным вином — в стране свирепствовал горбачев­ский «сухой закон», и спиртное, кто помнит, воистину было тогда лучшим подарком. Естественно, Сева оказался гвоздем вечера (вернее, ночи). Гульнули, в общем-то, от души — уж простите, неслабо выпили, купались в нашем не таком тогда еще грязном водохранилище, бродили по маленьким улочкам бывшей Троицкой слободы, ну и, разумеется, пели. И вот тут-то, после того как Абдулов спел несколько песен Высоцкого, другие гости тоже начали играть и петь, и, естественно, не Высоцкого, а песни ВИА, «Машины времени» — в общем, наш репертуар... Гм, наш, но не Абдулова. Я-то это понял давно и, в отличие от остальных, снова (как в казусе с «Кремоной») просто кожей ощутил, хотя внешне он старался того не показывать, недовольство и раздражение Всеволода. По-моему, он совершенно искренне не понимал, как это люди, да еще и в его присутствии, могут петь не Высоцкого. Сам снова взял гитару, спел еще две-три песни Владимира Семёновича и, как-то вроде бы и случайно, засунул инструмент в самый дальний от стола угол. Больше в ту ночь никто ничего не пел. За окном рассвело, и ребята разошлись по домам, а мы легли спать...

Да, влияние личности Высоцкого на Всеволода Абдулова было огромным. И позволю себе дерзость предположить, не во всем оно сыграло позитивную роль в его собственных жизни и творчестве. Ну, посудите сами: сын народного артиста РСФСР, зачинателя совет­ского дет­ского радиотеатра. Отец уже шестилетним привел его в студию и поставил перед микрофоном. С годами он сам стал одним из лучших «закадровых» актеров страны и асов дубляжа, — это во-первых. Во-вторых — яркий представитель мос­ков­ской «золотой молодежи» времен хру­щев­ской оттепели, он с детства был знаком с Зощенко и Ахматовой, Товстоноговым и Завад­ским, Олешей и Пастернаком, Ранев­ской и Пляттом, и многими-многими другими столпами совет­ской литературы и театра. Повзрослев, он дружил с диссидентами Буков­ским, Делоне, Галансковым, имел романы с первыми красавицами — актрисами, балеринами... То есть, стартовая площадка Всеволода Абдулова находилась на высочайшем уровне, и достичь он, очень талантливый актер, наверняка мог бы большего, нежели в итоге достиг, но...

Но не сложилось. По многим причинам. Да к тому же, увы, благородство, прямота, честность, скромность — не всегда эти качества оказываются полезными для достижения утилитарных, карьерных целей... В один из приездов (а как раз в то время всю страну будоражил весьма неоднозначный и болезненный процесс раскола МХАТа на «ефремов­ский» и «доронин­ский») я стал невольным свидетелем непростого разговора Абдулова с Олегом Ефремовым. Не знал, в какой закуток забиться, чтобы не мешать и не мозолить им глаза. Всеволод, я так понял, выбрал Доронину, а Ефремов просил его не горячиться и хорошенько подумать. Это сам Ефремов-то, царь и бог совет­ского театра, — просил!.. Заключительная же фраза Абдулова была следующей: «Олег Ни­колаевич, извините, но дело обстоит так, что к Татьяне Васильевне ушли люди, которых я люблю, ценю и уважаю, а с вами остались, за редкими исключениями, люди, которых я не уважаю, не ценю и не люблю. И вы предлагаете мне работать с ними?..»

Больше Ефремов ничего не предлагал — хлопнул дверью. И мы с Всеволодом, тоже уж извините, хлопнули — закончили тот вечер за бутылкой...

Но вернусь к Высоцкому. Мне кажется, что, подружившись с ним еще в Школе-студии МХАТа, Всеволод просто утонул, растворился в этой могучей, невероятно одаренной личности и всю свою жизнь положил на алтарь служения этой дружбе, махнув рукой на собственную карьеру и жизнь. Он легко отказывался от хороших ролей, если Высоцкий говорил, что «здесь что-то не то» или «по-моему, это не твое». Все планы строил «с учетом Высоцкого» и «под Высоцкого». У Владимира Семёновича на разных этапах биографии было множество друзей: и настоящих, и, как порой оказывалось, не очень. Абдулов же б ы л в с е г д а, был рядом и в радости, и в горе. Если надо, бросал все дела и мчался к другу. Именно он стал свидетелем на свадьбе Высоцкого и Марины Влади, и именно он после смерти Владимира Семёновича многие годы представлял в нашей стране интересы Марины, которую, уж простите, если и можно в чем упрекнуть, то только не в зарабатывании на памяти и имени Высоцкого денег. Особенно в свете последних событий...

Кстати, в «Не вышел из боя» мы же включили и статьи и воспоминания о Владимире Семёновиче. Помню, Севе это не очень понравилось: поморщился, пожал плечами — «Ну, дело ваше...». Я же предложил и ему написать что-нибудь в книгу, но он отрезал: «Не хочу! Вон сколько изо всех щелей поперло «воспоминаний» и «мемуаров»! «А я с Высоцким!..» «Да мы с Володькой!..» И часто пишут люди, которые и знакомы-то с ним не были... Нет, Юрк, я не хочу, как эти шакалы. У меня был свой Высоцкий, и пусть он только со мной и останется, уж до конца. Вот сделаем с тобой книгу — это и есть лучшая ему память. А писать о нем я не буду никогда...»

И он действительно не написал.

Ни строчки.

Его Высоцкий остался только с ним.

...А со мной остался «мой Абдулов».

И я о нем написал. Хотя и далеко не всё, что хотел.

Ну, может, когда-нибудь напишу всё.

А еще у меня, точнее, у моей мамы осталась книга «Не вышел из боя» с дарственным и, признаться, чересчур уж лестным для меня автографом: «Ольга Николаевна! Митрофан Васильевич! Спасибо Вам за Юру! Всеволод Абдулов».

Ну, так уж вот получилось...

И последнее. Как-то немного странно, что когда несколько лет назад, при огромном скопленье народа, да в присутствии почетных москов­ских гостей в нашем городе с помпой открывали памятник Владимиру Высоцкому, в водопадах бравурных речей ни одна выступавшая душа даже не вспомнила о том, что еще в 1988 году в Воронеже вышла первая в стране настоящая книга Высоцкого, которая и стала первым ему памятником.

Почему не вспомнили?

Да, наверное, просто не знали.

[Это сообщение изменил Евгений Давидович (изменение 19-12-2014).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 19-12-2014 23:39     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, Евгений Давидович, за интереснейшую публикацию. "Бумажный" журнал подавляющему большинству читателей недоступен, в интернете его ещё нет, да нет и гарантии, что "без подачи" он попался бы на глаза.
Помню свою радость и зависть знакомых, когда я стал обладателем этой книги. И тогда, и сейчас умилила "невиданная" цена: 6 руб.50 коп. Ни разу не видел, вплоть до отъезда, сборников Высоцкого в магазине или киоске, кроме "Коней" из "б-ки Огонька" - один раз посчастливилось. Всё приобреталось у книжных спекулянтов по цене порядка 10 номиналов, так что цена на обложке была, действительно, невиданной. А первым "внешним" читателем моего экземпляра был известный библиограф Высоцкого А.Н.Гордийчук, которому книга, ввиду исключительной редкости, была отправлена в Кременец с оказией - доверить это дело почте мне представлялось немыслимым.

Может быть до автора статьи дойдёт моя, и уверен, не только моя, благодарность за его роль в подготовке сборника и рассказе об В.О.Абдулове и А.С.Чаплыгине.

IP: Logged

Евгений Давидович
Member
написано 20-12-2014 06:36     Просмотр личных данных: Евгений Давидович     Изменить/Удалить сообщение
>>>журнал подавляющему большинству читателей недоступен, в интернете его ещё нет<<<

Геннадий Давидович, Виолетта мне прислала полную версию этого журнала в формате PDF, если нужно, могу и Вам переслать.


IP: Logged

GDB
Member
написано 20-12-2014 23:57     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, Евгений Давидович! Если в этом выпуске есть что-то ещё, касающееся Высоцкого, буду очень рад. Если нет, тоже спасибо, но тогда мне этот выпуск не нужен.
Начиная с 2002 года они, с задержкой в пол года, выпуски выкладываются на своём сайте. За это время я видел у них довольно много цитат из Высоцкого, но серьёзных материалов не встречал.

IP: Logged

Евгений Давидович
Member
написано 21-12-2014 18:43     Просмотр личных данных: Евгений Давидович     Изменить/Удалить сообщение
>>>Может быть до автора статьи дойдёт моя, и уверен, не только моя, благодарность за его роль в подготовке сборника и рассказе об В.О.Абдулове и А.С.Чаплыгине.<<<

Виолетта поблагодарила Юрия Кургузова от имени читателей этого форума.


IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 22-12-2014 12:27     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Прочитал с огромным интересом.Спасибо, ЕД! Составителями была проделана титаническая работа... О Всеволоде Абдулове иначе и не думаю. Очень точно и глубоко написал о нём Ю. Кургузов.Спасибо! В выходных данных Ю.Кургузов указан редактором, совместно с А.Н. Свиридовым. Составителем указан Свиридов. Но у меня нет ни малейшего сомнения в искренности и документальности воспоминаний Ю. Кургузова.
Сейчас очень трудно вспомнить хрЕнологию событий: когда я "достал" том Крымовой и когда - том Кургузова -Свиридова -Чаплыгина. Опять же в выходных данных "Воронежа" "Подписано к печати" 19.7. 88, а "Москвы"- 17. 6. 88.
Очевидно, они вышли , примерно, одновременно... Плюс -минус несколько месяцев -не имеет никакого значения. И мы отдаём дань благодарности и глубочайшего уважения и Наталье Анатольевне Крымовой, и Кургузову -Свиридову -Чаплыгину... Воронеж был и остаётся городом , где любят и помнят великих русских поэтов и писателей И.Никитина, А.Кольцова, И. Бунина, А. Платонова, В. Высоцкого, О. Мандельштама.
Именно в Воронеже успешно работает Центр изучения творчества Владимира Высоцкого. Памятник Мандельштаму установлен в Воронеже. В. Высоцкому -не помню... Насколько знаю, там пока нет памятника гениальному прозаику 20-го века (это мнение И. Бродского) Андрею Платонову? Бунина бюст есть ли...Увы, не знаю.

IP: Logged

NORTH
Member
написано 22-12-2014 08:46     Просмотр личных данных: NORTH   Написать письмо: NORTH     Изменить/Удалить сообщение
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%B2+%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D 0%B6%D0%B5&newwindow=1&biw=1366&bih=643&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=FrCXVLS4GKPnygPa2IKICw&sqi=2&ved=0CBsQsAQ

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 22-12-2014 08:58     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Ув. North! Уберите букву S в httpS - ссылка
сработает...

IP: Logged

Inuit*
Member
написано 22-12-2014 11:35     Просмотр личных данных: Inuit*     Изменить/Удалить сообщение
поскольку ссылка от NORTH является чрезвычайно важной для исследователей, надо помочь

Памятник Высоцкому в Воронеже

кстати, памятник ужасный
ps
но причем здесь книги?? см название темы

[Это сообщение изменил Inuit* (изменение 22-12-2014).]

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 23-12-2014 12:13     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
http://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%B2+%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D 0%B6%D0%B5&newwindow=1&biw=1366&bih=643&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=FrCXVLS4GKPnygPa2IKICw&sqi=2&ved=0CBsQsAQ

IP: Logged

Эта тема разбита на 34 страницы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34 

Все время ET (US)

перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме

Только для администрации: Открыть тему | В архив/переместить | Удалить
новая тема  
Перейти к:

Свяжитесь с нами | Чертовы Кулички

Powered by: Ultimate Bulletin Board, Version 5.40
© Infopop Corporation (formerly Madrona Park, Inc.), 1998 - 1999.