Тема закрыта  Тема закрыта
Расскажите об этой теме знакомому!
  Конференции на Куличках
  Владимир Высоцкий
  Высоцкий в Иркутской области (Страница 1)

новая тема  
персональные настройки | регистрация | установки | faq | поиск

Эта тема разбита на 2 страницы:   1  2 

перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме
Автор Тема:   Высоцкий в Иркутской области
GDB
Member
написано 16-01-2011 15:34     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Более года назад мы уже предпринимали попытку разобраться в иркутских фото Высоцкого, встречающихся в интернете и некоторых др. источниках, но низкое качество ряда репродукций не позволило ответить на часть возникших вопросов.

Л.В.Мончинским, в разговоре с одним из нас сообщил, что передал свой архив Краснодарскому музею. С этого и начались поиски снимков, дополнительных к тем, которые у нас имелись.

Вскоре Алексей Журавлёв переслал нам из архива клуба "Вертикаль" (ст.Нововеличковская) около шестидесяти качественных снимков Высоцкого, сделанных Л.Мончинским в Иркутске и Иркутской области. Это во многом позволило нам более точно опознать некоторых спутников поэта и места съёмок.
Материал мы изложили в статье, принятой для публикации в альманахе «Купола». К сожалению, выпуск альманаха задерживается, что заставило нас разместить статью на форуме, несклько дополнив и подредактировав.

Выражаем свою признательность Алексею Журавлёву и клубу «Вертикаль» за представленные нам фото.

В связи с появлением сибирских фото Высоцкого на альтернативном форуме, правда без пояснений и какой-либо систематизации, в здесь будут показаны только эскизы снимков. Полноразмерные фото в интернете опубликованы Алексем Журавлёвым.

Будем рады уточнениям и поправкам.

ВЫСОЦКИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
фото, комментарии, эмоции
Г.Брук, С.Дёмин

Распоряжайтесь моими снимками как считаете нужным.
Главное, чтобы Володьку не забывали!"

Леонид Мончинский, 28.12.2009


-Так ответил одному из авторов данной статьи Леонид Васильевич Мончинский, на вопрос: "Можно ли использовать его фото в готовящейся статье?".

Это был не первый вопрос на тему о правах. Когда-то, один из авторов этой статьи, уезжая из Иркутска, зашел попрощаться к соседу, известному иркутскому журналисту Л.Мончинскому, автору ряда статей и очерков, в том числе о Высоцком, и соавтору Высоцкого по "Чёрной свече". На прощанье Леонид Васильевич подарил несколько снимков Высоцкого, сделанных в 1976 году в Иркутске и области и пояснил: "...снимки я отдаю Вам, значит используйте их как угодно".
Поэтому у нас не было и нет причин волноваться, публикуя их репродукции в нескольких статьях.

Эти и другие фото имеются у многих поклонников творчества Высоцкого, найти их можно и в интернете, но часто фото представляют собой «копии с копий», поэтому качество их оставляет желать лучшего. На многих копиях неразличимы важные детали, подобно тому, как на магнитных записях 60-х порой не распознавались слова песен великого автора-исполнителя.

Кроме того, что мы использовали более качественных фото, нам удалось связаться с Леонидом Васильевичем Мончинским, выяснить некоторые детали и получить подтверждение на право использования.
Конечно, в краткой беседе по телефону и за дальностью лет, невозможно выяснить всё, но мы решили, что пришло время опубликовать эти материалы.

Работая над статьёй, мы включили в неё и несколько других источников: сканы из книг, циркулирующие в интернете снимки невысокого качества и неясного авторства, так как без них в неполной, к сожалению, картине пребывания Высоцкого на Иркутской земле, ряд эпизодов в бувальном смысле, остался бы "за кадром".
Одну из причин неполноты картины раскрыл нам Леонид Васильевич в личной беседе: значительная часть плёнок была изъята у него "для изучения" сотрудниками КГБ в процессе предварительного расследования «причастности Высоцкого к хищению золота с приисков». Следствие показало абсурдность подозрений: никаких хищений не было, тем более, не могло быть "причастности".
Дело закрыли, но плёнки автору не вернули: "вещдоки пропали" в дебрях системы. А вдруг ещё всплывут где-нубудь и когда-нибудь?

Краткая справка

Высоцкий приезжал в Иркутскую область летом 1976 г. для знакомства с сибирской природой, великим озером-морем Байкалом и, главное, с уникальными людьми, о которых он слышал от своего друга Вадима Туманова, старателями приисков золотодобывающей артели "Лена", прииски которой, как ясно из названия, разбросанны в верховьях Лены и по её притокам на севере Иркутской области.
Председатель артели, Вадим Туманов - человек с удивительной биографией. Жизнь многих старателей тоже была весьма сложной да и небезупречной: иные в прошлом - преступники-рецидивисты, отмотавшие значительные сроки в лагерях, чудом выжившие в нечеловеческих условиях. В артели они не только самоотверженным трудом зарабатывали на жизнь, притом на жизнь в достатке, но и возвращались в нормальную социальную сферу
.

Самым ярким страницам жизни В.Туманова и первым этапам становления артели посвящены книга "Чёрная свеча", В.Высоцкого и Л.Мончинского, и художественный фильм "Фартовый". Туманову посвящены песни Высоцкого "Был побег на рывок" и "В младенчестве нас матери пугали...". Яркая картинка типичной биографии старателей легла в основу песни "Про речку Вачу...". Кое-что из увиденого и услышанного Высоцким в этой поездке появляется и в других его песнях.

Пребывание Высоцкого в Иркутских краях описано в воспоминаниях В.Туманова, в т.ч. в его книге «Всё потерять и вновь начать с мечты...»(2004 г.), в воспоминаниях А.Тюркина, С.Зимина, в книге В.Кульгавова «Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни (Иркутск, 2002), в очерках Л.Мончинского – автора большей части снимков Высоцкого в этой поездке, и в нескольких статьях и книгах М.Цыбульского. На основе рассказов В.Туманова, Л.Мончинского, А.Тюркина, А.Теплякова и неск. др. свидетелей, а также фото Мончинского, клипов и съёмок на природе, в 1992 г., т.е. «по остывшим следам», снят фильм «Владимир Высоцкий. Иркутские встречи», реж. Виктор Козлов, 1992 г., документальный, воспоминания».

К сожалению, все рассказы (как и наш) недостаточно подробны и иногда противоречивы в деталях. Причин несколько: что-то забылось со временем, что-то напутано из-за незнания местных реалий, что-то приукрашено в связи с художественными задачами авторов.

О знакомстве с Высоцким Вадим Иванович Туманов рассказывает: «Кинорежиссёр Борис Урецкий пригласил меня пообедать в ресторане Дома кино. В вестибюле мы увидели Владимира Высоцкого. Он и мой спутнник были в приятельских отношениях и поэтому мы оказалисьза одним столиком. За внешней невозмутимостью Высоцкого постоянно чувствовалась внутренняя сосредоточенность и напряжённость. Многое, о чём мы с друзьями говорили, до хрипоты спорили, он своим таким же хрипловатым голосом, с гитарой в руках, прокричал на всю Россию. Наше внутреннее несогласие с режимом, нам казалось, не поддаётся озвучанию, мы не знали нормативной лексики, способной передать каждодневное недоумение, горечь, протест. А он черпал и черпал такие выверенные слова... В ту первую встречу он распрашивал о Севере, о Колыме, о лагерях. ...

Высоцкий прилетел из Москвы в Иркутск с моим сыном Владькой, и мы самолётом местной авиалинии полетели в Бодайбо».

Туманов опускает в этой фразе одну деталь: из Иркутска в Бодайбо Высоцкий вылетел на следующий день, а в день прилёта он побывал на Байкале.
Подчеркнём, что в Бодайбо они летели уже с присоединившимся к ним в Иркутске В. И. Тумановым.

продолжение см. ниже

[Это сообщение изменил GDB (изменение 06-03-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 16-01-2011 17:24     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
ВСТРЕЧА В ИРКУТСКЕ. БАЙКАЛ (14 июня?)

Рассказывает А.Тюркин: «...летом 1976 года, Туманов звонит мне из Бодайбо и говорит: «... завтра прилетает из Москвы Володя Высоцкий, ты его встретишь и отправишь на следующий день утренним рейсом ко мне в Бодайбо. ... Я к тому времени знал Л.Мончинского по артели «Витим», и пригласил его для встречи. Мончинский очень обрадовался ... Особенно ему понравилось, что я пообещал, что мы будем фотографироваться с Высоцким.
Встречали мы Высоцкого вчетвером: Я, Мончинский, сын Туманова – Вадим - и Церетели. Это друг Туманова-отца – особо доверенное лицо».
Позволим себе замечание. Здесь, неточность: Вадим-младший прилетел с Высоцким. Церетели нет на снимках в а/порту, он появляется на байкальских фото. Как следует из рассказа Туманова, он, Туманов, не встречал Высоцкого, но в Бодайбо они вылетали уже вместе. Откуда появился Церетели мы сказать не можем: то ли он, «особо доверенное лицо», уже был в Иркутске с Тумановым и отправился на встречу, присоединившись к компании чуть позже, то ли прилетел с Вадимом, но в объектив Мончинскому по какой-то причине не попал.

Справка
«Анатолий Сергеевич Тюркин, 1945 г.р., иркутянин. Работал сначала преподавателем на каф. физкультуры Иркутского Политехнического института. Летом подрабатывал таксистом. Однажды, в аэропорту к нему в машину сел Туманов, они разговорились, и после знакомства Туманов предложил ему должность зав.иркутской базой артели «Витим», а позже – артели «Лена». В наст. время А.Тюркин – крупный иркутский предприниматель-производственник. (Воспоминания Тюркина цитируются по книге В.Кульгавова «Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни», Иркутск, 2002.
О В.Церетели см. ниже.
Ряд наших отступлений, справок и цитат объясняется тем, что Высоцкий – не только великий поэт, со своим взглядом на окружающее. Он притягивал интересных людей, ярче видел окружающий мир и нам хочется отразить некоторые «параллельные» детали.

В иркутском а/порту. Продолжаем рассказ Тюркина: «Самолёт из Москвы прилетел в одиннадцать часов утра. ... Володя вышел из самолёта в серой лёгкой ветровке. В одной руке у него была зачехлённая гитара, а в другой портфель. Больше у него ничего не было. ... Я спросил какие у него планы. Он ответил: «Планы будешь проводить в жизнь ты, а я гость, буду доволен тем, что вы мне предложите». Далее он добавил: «Конечно, хотелось бы посмотреть Байкал». Я тогда ему сказал: «Хорошо, едем в Листвянку на Байкал, обедаем там и покажем все местные достопримечательности. После этого возвращаемся в Иркутск, отдыхаем, а завтра первым рейсом я вас отправлю в Бодайбо, к Туманову».
К сожалению, мы не смогли точно отдифференцировать фото, сделанные при встрече Высоцкого от снятых при его отлёте. Ниже мы показываем фото, на которых только те, кто мог быть среди встречавших в аэропорту.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 06-03-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 16-01-2011 19:42     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение

Блок 1.Верхний ряд, ф.1,2. Слева направо: Тюркин, Высоцкий, Мончинский. Средний ряд, ф.3: Мончинский, Тюркин, Высоцкий. Ф.4. Мончинский, Высоцкий. Внизу, ф.5: Мончинский, Высоцкий.

"Хорошо, едем в Листвянку..."
Справка
Листвянка (п. Лиственичный», расположена на западном берегу Байкала, недалеко от истока Ангары, киломертах в шестидесяти от Иркутска. Туда минут 45 езды. Хорошая асфальтированная дорога (пусть читателя не удивляет это уточнение, в наших краях преобладают дороги гравированные), плавно поднимается на не слишком крутые горки южной части Приморского хребта, и сбегает в пади между холмами. С северо-запада – поросшие лесом горы, с юго-востока – прибрежная полоса леса, отделяющего дорогу от воды на несколько сотен метров.
Главное здесь, конечно, сам БАЙКАЛ. В нескольких километрах до Листянки и в самом посёлке дорога приближается к берегу Байкала вплотную.
Первая достопримечательность этих мест – вид на Шаманский камень - скалу, поднимающуюся со дна Ангары в её истоке. Теперь чаще говорят «Шаман-камень», но это неверно, исторически это КАМЕНЬ ШАМАНОВ, на котором шаманы совершали некоторые ритуалы, а не камень, похожий на шамана – скал с названием Шаман-камень на Байкале несколько.

У истока Мончинским сделана серия снимков на фоне Ангары и правого берега с портом Байкал.
В Листвянке находится музей Иркутского лимнологического инстита, где демонстрируются материалы по геологии и истории озера, экспонаты флоры и фауны. Многие виды животных – эндемики, т.е. больше нигде не встречаются, в частности пресноводный тюлень «байкальская нерпа» (совершенно неразгаданный вопрос – как тюлень мог попасть сюда, за тысячи километров от океана) и глубоководная рыбка голомянка, прозрачная, т.к. состоит почти из одного жира. Местное население «во время оно» заготавливало голомянку для использования вместо сальных свечей. Почему-то о посещении музея рассказчики не упоминают, но сообщают, что показали Высоцкому «правительственный» Байкальский санаторий, отдохнуть в котором можно было только по спецпутёвке. Никаких фото посещения этих объектов Высоцким неизвестно.
Не в 70-х, а много позже в «обязательные» туристические объекты включили Листвянскую церковь (фото см. Высоцкого возле церкви ниже, но тогда она не считалась объектом, достойным упоминания в туристических справочниках, хотя и была снабжена табличкой: «Памятник архитектуры охраняется законом» и Высоцкий оказался там в порядке личной инициативы, привлечённый видимо живописностью объекта.


Чтобы читатели представили, где был Высоцкий, прилагаем фото.

Исток Ангары и прилегающая часть западного берега Байкала.В левом прямоугольничке – санаторий Байкал, окружённый хвойным лесом, в правом - Листвянка. Снимок сделан с маяка, что над портом Байкал. Фрагм. фото Дмитрия Крата.
На следующим блоке: цветное фото Олега Воронова, вид, на левый берег Ангары и порт Байкал с места, где фотографировались Высоцкий с товарищами.

Под цветным фото, три снимка. Ф.1- Церетели, Высоцкий, Мончинский. Ф.2.Церетели, Тюркин, Высоцкий, Вадим Туманов-младший. Ф.3. Высоцкий, Мончинский. Правый снимок в пояснениях не нуждается.

Серия снимков в районе, где погиб Вампилов. Стеллы, поставленной в конце 90-х на месте гибели А.Вампилова, бурятского самородка, писателя и драматурга, выходца из старинного, известного и влиятельного рода ВАмпиловых – правильное ударение на первом слоге, тогда ещё не было.
Для съёмок группа поднялась по склону метров на 50.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 06-03-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 16-01-2011 19:54     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
"...Для съёмок группа поднялась по склону метров на 50":

Два левых снимка, встречающихся в разных источниках, так похожи, что можно утверждать: эти отпечатки сделаны с одного негатива. Полный вариант на левом верхнем: справа налево: Церетели, Вадим, Высоцкий, Мончинский. Левый нижний: те же трое, что на верхнем фото. А где четвёртый? Явно - «отрезан» при печати с того же негатива. В публикациях можно встретить этот же снимок и с «отрезанной» правой парой: только Мончинский с Высоцким, всё остальное, включая расположение веточек лиственницы, под которой они снимались, совпадает полностью. Забавно, что такой вариант встречался нам в репродукциях с подписью: «В Бодайбо». Правый нижний снимок: на место Мончинского встал Тюркин – они «щёлкали» и фотографировались поочерёдно. В центре и справа вверху: Высоцкий на фоне Байкала возле лиственницы. Пожалуй, это наиболее известные снимки серии, но это не кадрирование одного фото: положение Высоцкого относительно лиственницы иное. Оба фото часто встречаются в различнных статьях, нередко без указания имени автора, Леонида Васильевича Мончинского, а то и с подписями типа «из коллекции автора «имярек» статьи», так что можно подумать, что этот же имярек и автор снимка.

Пожалуй, пора немного рассказать о новом герое съёмок, «доверенном лице» Туманова, как сказал Тюркин.
Важа Платонович Церетели, родственник известного скульптора Зураба Церетели, представитель старинного грузинского княжеского рода. Знакомство Важи Платоновича с Тумановым состоялось ещё в лагерях. Важа работал в первой тумановской - зековской, бригаде. В «Чёрной свече» он выведен под именем Ираклия, «князя-бульдозериста», ему же посвящён очерк Мончинского «Князь» (к сожалению нам не удалось разыскать эту публикацию. Наиболее вероятно – ж. Огонёк). Вместе с Тумановым все зэки-рабочие той бригады обрели свободу за ударный труд на золотодобыче. При этом они не только вышли «на свободу – с чистой совестью», но и с приличными суммами на сберкнижках. Революционно-капиталистическая система организации труда, введённая Тумановым, обеспечивала старателям заработки выше, чем у руководителя треста «Лензолото», хоть платили им по расценкам много ниже отраслевых. Рассказывает Туманов: «Среди людей, с которыми Володя беседовал в доме Мончинских, был Важа Церетели, один из тех, с кем мы познакомились на Колыме, вместе работали в Якутии, в Бодайбо. Увидев первый раз этого сдержанного человека, нельзя было подумать, что он когда-то был действительно головной болью милиции Кавказа. ... раз, работавший в котельной кочегар поймал и съел его собаку. Важа нашёл его и пассатижами выломал передние зубы. ... Однажды ... писал письмо. «Кому?» - поинтересовался я. «Так, одному кавказскому человеку... Расулу Гамзатову: «... теперь, когда ты поставил своё имя под письмом против Сахарова и Солженицына, я понял, уже навсегда, что ты редкая сволочь. Это говорю тебе я, кавказец Важа Церетели» .


Высоцкий возле Никольской церкви в Крестовой пади, Листвянка. Слева вверху: Высоцкий и Тюркин. Слева внизу: Церетели, Тюркин, Высоцкий, Мончинский. На правом снимкеТюркин и Высоцкий спускаются с крыльца церкви. Видно как женщина запирает церковь за посетителями.
Не в 70-х, а много позже в «обязательные» туристические объекты включили листвянскую Никольскую церковь, но тогда она не считалась объектом, достойным упоминания в туристических справочниках, хотя и была снабжена табличкой: «Памятник архитектуры охраняется законом». Высоцкий оказался там в порядке личной инициативы, привлечённый видимо живописностью объекта.
Почему-то снимки у церкви представляются наименее профессиональными. Вместо того, чтобы сняться на фоне храма, как, например женщины на центральной врезке (http://foto.1553.ru/photo.php?code=15550) , группа сфотографирована почти вплотную к стене, так что невозможно понять, что это за строение. Снимок на крыльце церкви «завален», голова Тюркина частично закрывает лицо Высоцкого, хоть, несомненно, он – главный герой съёмок. Нет дублей. Спешили или кончалась плёнка? Похоже на второе, т.к. нет фото ни в посёлке, ни в музее ни в санатории..
В соответствии с цитатой М.Цыбульского (из: «Высоцкий в храме», без автора, Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 7.11.1991г.): «С дороги вдоль Байкала мы ехали по Листвянке, Володя увидел кресты над куполами и говорит: Толя, туда можно проехать?» - вспоминает бывший старатель артели «Лена» А.Тюркин. – я отвечать не стал, дал руля влево и поехали... Мы вошли и Володя перекрестился».
«Руля влево», означает - по дороге «туда», к центру посёлка (церковь расположена ближе к въезду из Иркутска), т.е. после того, как была сделана вышеописанная серия снимков в истоке Ангары и на склоне, под лиственницами.
Насколько можно доверять неряшливой газетной статье? Например: «старателем» Тюркин никогда не был. Фраза: «С дороги вдоль Байкала мы ехали по Листвянке,..» – не вполне грамотна: известно, что по Листянке едут не «С дороги», а ПО дороге вдоль Байкала. А вот в церковь надо СВЕРНУТЬ С дороги вдоль Байкала. Впрочем, это мелочи. Главное, что факт посещения церкви подтверждается и снимками Л.Мончинского и рассказом В.И.Туманова.
Описание Туманова дополняет вышенаписанное, но слегка смещает акценты, с крестов, на любознательность Высоцкого: «В посёлке Лиственичном на берегу озера остановились у церкви. Володя хотел войти внутрь, но дверь была заперта. Подошла женщина с ключами. Наверное заметила, что приехавшие не похожи на шумных туристов. Володя около часа провёл в храме, задерживаясь у собранных местными прихожанами старых икон».
Самого Вадима Ивановича с ними не было, вероятно, он узнал эти подробности у сына.
Из эпизода видно, что снимки у церкви оказались импровизированными - ждали перед входом пока откроют церковь и «щёлкнули несколько раз, не заботясь о качестве. Конечно, нетипично для профессионала Л.Мончинского, но ведь основные, главные кадры: Высоцкий на Байкале уже отсняты, именно они планировались как основа для последующих публикаций. А церковь тогда была далеко немодной темой, скорее даже несколько крамольной. Это к 90-м все вдруг стали верующими.
По крайней мере один, левый нижний снимок у церкви, сделан, видимо, Вадимом – все остальные участники поездки – в кадре. Может и остальные здесь «щёлкал» не Мончинский?

Справка.
У листвянской церкви интересная история. Она была построена в 1848 г. в честь святого Николы за чудесное спасение К.Сибирякова с товарищами, попавшими в шторм на Байкале. Никольская церковь дважды переносилась на новое место. Нынешнее, в пади Крестовая – третье. В Никольской церкви находится икона, сохранённая с риском для жизни неизвестными подвижниками при уничтожении коммунистическим руководством Иркутскго храма "Святителя Тихона Задонского, чудотворца". Икона не пропала ни в дни борьбы против религии, репрессий священнослужителей, ни в голод военного времени, ни в период «прихватизации», несмотря на богатейший золотой оклад. В этой церкви снимались сцены венчания поручика Аненкова с Полиной Гебль в фильме "Звезда пленительного счастья". Никольская церковь отнесена к памятникам деревянного зодчества и является одним из важнейших туристических объектов посёлка.

Завершая раздел о первом дне в Иркутске, процитируем слова Туманова: «...Володя был очарован дрожащим над озером прозрачным воздухом и спокойствием, которым дышало всё вокруг. ... Неоглядные синие дали, настоянный на хвое воздух давали успокоение. Володя подумал об актрисе театра на Таганке, ... к которой относился с большой нежностью и преклонялся перед её талантом. В те дни она была нездорова, и это его беспокоило. Исцеляющая сила Байкала, казалось ему, помогла бы ей. И он проговорил мечтательно:
- Да, хорошо бы здесь пожить Алле Демидовой!»
А уезжая из Иркутска, как рассказывает Тюркин, Высоцкий «...очень просил, чтобы мы достали путёвку его маме, Нине Максимовне в санаторий «Байкал» Но мы, как ни старались, не смогли. Не смог даже Вадим Туманов...»

Продолжение следует.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 06-03-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 17-01-2011 01:51     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
БОДАЙБО
(15.06 ?)

Как только что уточнил в письме С.Зимин: фото на базе в Бодайбо. Слева снабженец из Москвы, случайно оказавшийся тогда в Бодайбо, а рядом с Высоцким -Серафим Кириллович Коваль - в то время гл. инженер "Лены", Высоцкий, Туманов, Зимин. Снято со стороны крыльца старого здания конторы.

Внизу: Бодайбинский базар.

Вспоминает С.Г.Зимин, главный инженер "Артели старателей Лена", с 1976 по 1980 г.(С талантом все просто...», цит. по http://www.irrkut.ru/vospominania/Zimin-VV-Bodaybo.htm «Владимир Высоцкий прилетел в Бодайбо в середине июня 1976 года вместе с Тумановым. Был теплый, солнечный день. Я и еще кто-то из артельских стояли на площадке перед старым зданием аэропорта, опираясь на штакетник, и наблюдали за тем, как пассажиры выходили из самолета и направлялись в нашу сторону. Где-то в середине растянувшейся цепочки прибывших и шли Вадим Иванович и Высоцкий. Владимир Семенович был в короткой легкой куртке, свитере, джинсах, с зачехленной гитарой в руке. Из аэропорта сразу поехали на базу.
«Сильное впечатление на Высоцкого произвел местный базарчик на берегу Витима, где торгующих за прилавком было двое - бабуля и дедок. Они продавали семечки. Покупателей не было вовсе». (Незначительное уточнение: судя по фото, продавцов было вдвое больше - четверо, и кроме семечек продавали ещё картошку. Слева внизу - или покупатель, или скучающий пятый продавец-бабуля – замечание авт.)
Л.Мончинский («Счастливый нищий»)«Юрий Андреевич Елистратов, первый секретарь Бодайбинского горкома КПСС, которого мы встретили в гостинице, подошел, представился, да так и пошел с нами...»
Продолжает Зимин: «Первый день провели в Бодайбо, показали гостю город и его окрестности. Побродили по скверу перед зданием "Лензолото".

УЧАСТКИ (16, 17 июня)
Следующие по приезде в Бодайбо два дня мы провели на участках артели - Барчике и Хомолхо... Большая часть "артельских" снимков моя».

Первый блок. Слева верхний и средний снимки: К.Ведерников, В.Высоцкий, С.Зимин, В.Туманов.Слева внизу– те же и вертолётчик(имя нам неизвестно). Справа: Туманов, Высоцкий, вертолётчик, Ведерников.


Второй блок. В середине: Туманов, Зимин, Барабанов, Высоцкий. На фото заметна запись: [Х]омо[лхо], 17 ию[ня]. Высоцкий. Левое и правые фото: Участок Хомолхо. Слева направо: горные мастера Борис Барабанов и Владимир Донсков, Высоцкий, Вадим Туманов, главный маркшейдер Сергей Анисимков, начальник участка Иван Калафат. На заднем плане видна струя гидромонитора, смывающего золотоносную породу в промывочный прибор.
«...Там Высоцкий облазил все, что только было можно, знакомился с технологией добычи золота, сам с азартом постоял за гидромонитором. При этом у меня было ощущение, что он воспринимал вращение водилины гидромонитора не просто как рутинный физический труд. Делал это он с каким-то радостным азартом, как будто создавал что-то необыкновенное».
Третий блок. Левое фото: Высоцкий с «водилиной» гидромонитора. Среднее и правое: Высоцкий у лотков с «золотым песком».

Фото внизу: «...На Хомолхинском участке в помещении столовой Высоцкий пел для старателей. Пел он с полной отдачей, на пределе физических возможностей. Пел два часа....»

Нам известно только одно фото Высоцкого, выступающего перед старателями (два варианта копий низкого качества, отпечатки с одного негатива с разным кадрированием). Вероятно, остальные снимки «заблудились» в архивах КГБ или лично у «труженников» Конторы Глубокого Бурения.
«...Очень интересовался всякими необычными эпизодами из биографии заинтересовавших его старателей. Подробно выспрашивал о разных деталях этих историй. Очень активно выявлял и усваивал интересующую его информацию».

В.Высоцкий с горным мастером Б.Барабановым.
Рассказывает Л.Мончинский («Счастливый нищий», http://irrkut.narod.ru/vospominania/nishiy.htm ): «Один из таежных собеседников вскорости посетит квартиру Высоцкого в Москве на Малой Грузинской. В те дни Высоцкий много работал. Для общения оставались ночи. Tpи ночи - двенадцать магнитофонных кассет, где уместилась жизнь бывшего вора "в законе", ныне честного старателя Бориса Барабанова. 18 часов исповеди. Борис говорил, то легко чуть с блатоватой придурью, скаля в широкой улыбке прокуренные зубы, то, казалось, этот веселый человек исчезал, на его месте уже сидел другой, мрачный, и ему невыносимо трудно сталкивать с души тяжелые камни грехов. Вроде бы все - в таком далеком прошлом, а слова наносят тот же дух, ту же силу холодных лагерных страстей. Шевельнуться боишься, чтобы не оборвать нервную череду лихих воспоминаний. Уходя, Барабанов смущенно говорит:
- Вот и раскололся. Тебе. Первому. Высоцкий улыбнулся:
- Удивительно живем, жаль, удивляться разучились...
Он умел слушать и святых, и грешных, проявляя при этом терпеливое внимание и ту мудрость, которая открывает кладовые человеческой души».


В посёлке старателей. На 3-м фото, с Тумановым - «опорная запись» с датировкой.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 28-05-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 17-01-2011 16:51     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Прощаемся с участками, где, кстати напомним, была написана песня про Вачу, и на вертолёт!
Посадка в Апрельске.
Сергей Зимин только что в личном письме рассказал, что вертолёт "подсел" на несколько минут по пути из Хомолхо в Бодайбо у памятника жертвам Ленского расстрела 4/17 апреля 1912г. в посёлке Апрельск (бывш. прииск Надеждинский), Бодайбинского района, в 60 км. от Бодайбо. Памятник – одна из главных бодайбинских достопримечательностей).

На групповых снимках у памятника мы видим, в основном знакомые лица и неизвестных нам вертолётчиков (о них рассказывает М.Цыбульский в своём описании поездок Высоцкого, но та же ли это команда?). На некоторых снимках и вариантах кадрирования виден и автомобиль (случайный, начальства и редакции?)


Левое и среднее фото вопросов не вызывают. Правое фото: Туманов-младший, Сергей Анисимков, гл. маркшейдер, Туманов-старший, вертолётчики слева от Высоцкого, высокий в фуражке – командир вертолетного отряда, крайний справа, в галстуке (похоже с кинокамерой) - техник, член экипажа. Этот снимок встречается в иллюстрациях и в усечённом варианте: только центральная группа: Туманов, Высоцкий и вертолётчики, т.е. с «отрезанными» слева и справа персонажами. БОДАЙБО - НИЖНЕУДИНСК-ЗИМА-ИРКУТСК
дни 4-5(17-18.06) или 5-6(18-19)

С.Зимин: «Из Бодайбо мы отправились на Бирюсу»

Воспоминания Зимина и Тюркина не позволяют достоверно установить эти даты. Концерт в Хомолхо закончился поздно ночью, значит, улетали с приисков утром 18-го вертолётом в Бодайбо, видимо, тогда и совершили посадку в Апрельске, потом пересадка и полёт в Иркутск. Должны были прилететь 18-го во второй половине дня.
Вспоминает А.Тюркин: «Через три или четыре дня, сейчас точно не помню, я встречал Высоцкого из Бодайбо. Сразу взяли на следующий день билеты на поезд в Нижнеудинск. ... Мы опаздывали на поезд... прибыли к самой посадке. По-моему он отходил в 19 часов или чуть позже ... Мы сели в поезд, перекусили. ... После этого мы легли спать, так как сильно устали накануне».
Что-то здесь не сходится. Если уезжали на следующий день, да ещё вечером, то почему опаздывали? От чего устали? Почему, при плотном графике поездки - только на следующий день, когда поезда (пусть проходящие) идут через Иркутск не реже, чем через полчаса-час? И это при том ритме, в котором жил Высоцкий в эти дни (да и всю жизнь). Чем занимался почти целый день19-го? Напел известный «концерт у Мончинского», где слышны голоса домочадцев, вопросы Высоцкого к ним: «Что спеть?»? Увлеклись, устали и опаздывали? Сомнительно, но не исключено. Вспомним, что 17 июня был день рождения Любы Мончинской, на котором Высоцкий не присутствовал, но потом устроил-таки домашний концерт, где предупреждает, что песня про попугая - специально для неё, но уточнить дату не удалось.
Рассказ С.Зимина: «В Иркутском аэропорту мы, человек десять, стояли плотным кружком... Стояли мы так, беседуя, довольно долго... Глубокой ночью от вокзала отходил наш поезд, которым мы должны были добраться до Нижнеудинска. Поезд проходящий, стоял в Иркутске несколько минут. Мы быстро прошли в глубину спящего вагона и заняли два свободных купе». (Интересно ещё, а кто эти «человек десять». Высоцкий, Зимин, Туманов, Мончинский, Тюркин и ...? Вернёмся к этому вопросу позже).
Т.е., по Зимину, уезжали в тот же день, 18 июня.
Уточнения Зимина более правдоподобны. Поезд проходящий, прилетевшие не знали удастся ли уехать или придётся останавливаться на ночлег в гостиннице (не у Мончинского же такой большой компанией) и ждали пока решится вопрос. Узнали – заторопились. Выехали ночью того же числа (или уже пошли следующие сутки, но всё укладывается в события дня 18-го июня и ночи (на 19-е.)
Чтобы показать насколько ненадёжны бывают свидетельства, продолжаем сопоставления.
Зимин: «Я вышел в полутемный коридор и смотрел в окно на площадь перед вокзалом. Прошло совсем немного времени, как поезд отошел от перрона, когда ко мне подошел какой-то человек и сказал, что он шеф-повар из вагона-ресторана и что он узнал, что в поезде едет Высоцкий. Он сказал, что очень хочет покормить Высоцкого. "Это же раз в жизни бывает, и то если очень повезет!" Есть, конечно, в два часа ночи никто не стал...»

А по Тюркину отъезд в Нижнеудинск приходится на вечер 19-го, и эпизод с директором он относит к следущему дню, к возвращению из Нижнеудинска в Иркутск, т.е. к 20-му июня.: «В час дня по местному времени (уточнение связано с тем, что тогда в расписании поездов и самолётов указывалось время московское, то же и часы на вокзале показывали - ГДБ) мы загрузились в поезд и поехали в Иркутск. Часа через три мы проголодались и я пошёл в вагон-ресторан. ...говорю: «Мне директора». Мужчина, стоящий у столика с конфетами сказал: «Ну, я директор, что нужно?». Я ему говорю: «Здесь ... находится Высоцкий, нужно покормить его». ... через 15 минут... заходит директор...»

Конечно, ехали в два конца, в каждом поезде есть ресторан с шеф-поваром и директором, всё может быть, но... по версии Тюркина один день остаётся потерянным. Мы склонны принять датировку Зимина.

В Нижнеудинске находилась база артели «Лена», и там планировалось дождаться вертолёта для вылета в артель «Бирюса», по имени сибирской реки, притока Ангары. В верховьях Бирюсы и на её притоках которой прииски.

В Нижнеудинске, на базе артели. Высоцкий и Зимин.


В ожидании вертолёта Высоцкий неумело помылся в баньке по чёрному, в результате вышел из неё много грязнее, точнее – чернее, чем до мытья.По погодным условиям вылет не состоялся, и, напев для приисковиков несколько песен на кассету, Высоцкий с Тумановым, Мончинским и Тюркиным отправились обратно.

По пути из Нижнеудинска, в поезде, Л.Мончинский сделал около десятка снимков Высоцкого с гитарой и несколько снимков на вокзале города «Зима», потому что Высоцкий очень хотел подарить фото из Зимы Е.Евтушенко(или правильнее - Евтушенке?)
Рассказывает Л.Мончинский («Не играл – жил», см. например http://irrkut.narod.ru/vospominania/neigral.htm): ...Высоцкий все подходил к проводнику, спрашивал, когда Зима, а на станции первым спрыгнул с подножки и ушел в город. Вернулся он перед самым отходом поезда, пыльный, счастливый.
- Городок-то не очень приметный, - говорил он, провожая взглядом прочно сидящие на земле деревянные дома.
- Обыкновенный городок сибирский. Но видишь, как получается, - поэт в нем родился...
Он имел в виду Евгения Александровича Евтушенко».

В интервью, опубликованным М.Цыбульским, Е.Евтушенко рассказывал байку, что фотоаппарата в компании не нашлось и они попросили камеру у «кого-то» из проезжающих. Этот смешной «оживляж» опровергает большая серия снимков, сделанных в поезде. Очевидно, не всё сказанное в интервью стоит принимать на веру.

Левое нижнее фото:Тюркин, Высоцкий, Мончинский (Туманова нет – видимо это он «щёлкал». На остальных: Высоцкий, Туманов («провинциалы» отошли, Мончинский - снимал, а Тюркин – за компанию)

Кстати, вопреки распространённой легенде, Евтушенко родился не в городке с романтическим названием «Зима», а именно в Нижнеудинске (в том, где Высоцкий с Зиминым на базе, возле «Урала»), в 1932 г., после чего семья геологов уехала в Москву. Правда тогда и до 1944 г. он был не Евтушенко, а носил фамилию отца: Гангнус.
Вот нижнеудинский снимок можно бы подарить Евгению Александровичу как фото с родины поэта, а фото на зиминском вокзале – в память о военном детстве: в Зиме Евтушенко жил с бабушкой только во время эвакуауции. Расставание с неудобной тогда немецкой фамилией и омоложение на год, произошли перед возвращением мальчика Жени в Москву, что позволило избежать трудностей с оформлением документов.
То ли Высоцкий находился во власти сказки о Зиме, то ли под «рождением поэта» он понимал не биологический акт, а творческий: «Станция Зима» - первая поэма Евтушенко. Зиминский период детства Евтушенко показан в его фильме «Детский сад», притом так, как он представлялся ребёнку: не строго реалистичным, а с символизированными и мифологизированными деталями. Если же говорить о курьёзах, то зиминские эпизоды фильма снимались не в Зиме, а в Иркутске, «зиминский» железнодорожный вокзал – это станция Иркутск-2, только вывеску на здании сменили.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 28-05-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 17-01-2011 16:56     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
ИРКУТСК. ИРКУТ

Рассказывает А.Тюркин: «На следующий день, по договорённости, мы поехали в «Горячие ключи» (оговорка, правильно – «Чистые ключи» - ГДБ), где базировалась мотострелковая дивизия, командовал ею генерал Абашидзе. На острове он дал нам банкет...»
Нижеприведёная серия фотоснимков обозначается в литературе как «Чистые ключи». Но на фото мы не видим посёлка, только съёмки на природе, и, как следует из рассказа Тюркина, это «на острове».
Чтобы всем было понятнее, поясним.
Пос. Чистые ключи расположен вдоль Култукского тракта, ведущего к южной оконечности Байкала. Сначала тракт идёт параллельно р. Иркут, так что временами открываются живописные виды на долину Иркута, потом отдаляется, по серпантинам поднимается на перевал и дальше скатывается к п.Култук на Байкале. «Чистые ключи» находятся километрах в 30 от Иркутска, а от тракта отходят «своротки» - небольшие дороги к берегу реки. На 60-м километре, возле посёлка Моты, своротка ведёт к паромной переправе на левый берег. Там тихо и никто не мешает «развернуться во всю широту души.

Приплыли

В литературе упоминается так называемый «Концерт в Чистых ключах», но сколько-нибудь вразумительных данных о нём нет.
Рассказывает Тюркин: «...Володя хотел там (на острове – ГДБ) выступить, попеть перед собравшимися...»

На серии снимков. Слева направо. Верхний ряд: ф.1. Неизвестное, нам лицо, по неподтверждённым данным – командир части, генерал Абашидзе, Высоцкий, Елистратов. Ф.2. Елистратов, Высоцкий. Ф.3. Высоцкий, Туманов-младший. Правый на переднем плане – Туманов-старший, хоть в данном ракурсе мы видим непривычно курчавую шевелюру, но это подтвержено в информации под этим снимком в подготовленном ГКЦМ сборнике «Добра», 2008г.. Перильца, которые видны на снимках – причал переправы. На перильцах сушится рыбацкая сеть или бредень. Нижний ряд. Ф.1. Высоцкий и... гости генерала? Ф.2. Мончинский, Высоцкий. Ф.3. Стреляет из «Марголина» Высоцкий, а крайний правый на фото – Церетели, между ними, на втором плане – Туманов-младший, остальные нам неизвестны.


Левое фото: вид на долину Иркута, где проходило вышеописанное мероприятие (совр. цв. снимок), правое фото: Высоцкий стреляет из малокалиберной винтовки, за спиной у него – Туманов-старший, слева на переднем плане – Туманов-младший, справа на снимке – П.Палей. Остальные лица нам неизвестны.
Фото с пистолетом и винтовкой часто снабжают подписью: «На стрельбище в Чистых ключах». Но здесь отчётливо видно, что это не стрельбище, а лесная полянка, и стреляет Высоцкий, судя по линии прицеливания, направленной вниз, по бутылкам и/или банкам, установленным довольно низко. Гораздо интереснее, на наш взгляд то, что на фото видно, как кто-то ещё фотографирует Высоцкого - значит могут существовать неизвестные фото. Кроме того, несколько неожиданно появление здесь П.Палея.

П.Палей отбыл «срок», после чего работал в артели Туманова.
Существует низкокачественный снимок группы: Церетели, Высоцкий, Палей (автор неизвестен, не исключено, работы Мончинского, но донельзя изуродованный перекопированием), сделанный, вероятно, на участке артели. Это фото, мы раньше не выставляли из-за всех этих «неизвестно», но сейчас приводим как подтверждение неслучайного появления Палея на пикнике – видимо он отбыл с прииска вместе с Высоцким и был в этой укомпании вплоть до отлёта.
Ниже мы представим два фото с П.Палеем в иркутском аэропорту. Вероятнее, Палей прилетел из Бодайбо в числе тех «около десятка», см. выше, и продолжал своё путешествие с группой.
М.Цыбульский приводил, с некоторыми оговорками, утверждение Палея, что это он снимал Высоцкого с Тумановым на вокзале в Зиме. Поддерживаем это недоверие: снимал – вряд ли, поскольку на зиминских фото нет то Мончинского, то Тюркина, то Туманова, надо думать, что они и «щёлкали» поочерёдно, но, возможно, Палей при сём присутствовал.

Вернёмся к рассказу Тюркина: «Но подвыпившие ... друзья Абашидзе, плохо слушали, всё время перебивали, разговаривали. Высоцкий несколько раз начинал петь и бросал, а потом говорит мне: «Всё, хватит, поехали отсюда.». Он сам был великолепным слушателем и не любил, когда люди не слушают других....»

Глядя на фото «островитян», видим, что в плане отдыха всё шло хорошо. Поели, искупались, может быть даже порыбачили – не даром же мокрая сеть повешена на перильца – так вешают только чтобы вода стекала. Даже постреляли. Откуда это всё? Оружие не армейское, значит сразу готовились к пикнику, а не к концерту.
Но Высоцкий есть Высоцкий, без дела и без песен ему становится, как минимум, скучно, а если не слушают – оскорбительно. И он решил уехать. Вот и вся разгадка «Концерта в Чистых ключах»: его просто не было! Разве только кто-то записал отрывочек из того, что «начинал и бросал» петь Высоцкий.
Тюркин: «Мы сели в мою «Волгу», а на заднее сиденье сел Гиви – друг генерала, прилично пьяный и уселся прямо на гитару, сломав её... Поехали на квартиру к Л.Мончинскому, он в это время жил один, жена куда-то уехала. ... Высоцкий пел весь вечер, а я записывал его на магнитофон...» - может быть это тот «Концерт у Мончинского», где на аудиограмме слышны женские голоса. Там не слышно голоса его жены.
«...Через день Высоцкий улетал в Москву...»
Заметим сомнительный момент: «через день» - значит – ещё один свободный день, ускользнувший от иркутских летописцев? Л.Мончинский описывает события несколько иначе.

При оценке расхождений в деталях, надо помнить, что Мончинский – писатель, и главное для него – яркость и выразительность в передаче характера. Одно и то же событие в разных очерках могло описываться им по-разному. А Тюркина могла подвести память – он не вёл записей и дневников, а делился воспоминаниями с В.Кульгавовым спустя много лет после событий, отсюда всякие «кажется...», «через три-четыре дня». Что значит один день в воспоминаниях наблюдателя. Другое дело – в жизни Высоцкого, с его кипящей кровью.

Мончинский: «...А в день перед отлётом его пригласили выступить в Чистых Ключах. Концерт получился неудачным: пел без настроения закончил быстро» - если «в день перед отлётом, то, следовательно, отлёт состоялся не «через день», а на следующий день после «Чистых ключей», точнее, после выезда на пикник.
Продолжаем цитату: «Попрощались с хозяевами. Поехали в Иркутск...». Обратим внимание, дальше, кажется, неувязка: «В крохотной деревушке Большая Глубокая, что по Култукскому тракту Байкала, беседовал до первых петухов с седой, много пережившей старушкой, а в шумной компании, где "шампанское стреляло чаще, чем охотники на открытии утиной охоты, где зрел душистый шашлык, тосты (в его честь, понятно) сопровождали каждый бокал, Володя погас, замкнулся, даже озлобился. Петь отказался наотрез и, сославшись на недомогание, уехал. По дороге, уже улыбаясь, говорил:
- Не заметил, они смахивают на свои кошельки...».

Если действительно беседовал «до петухов» в Б.Глубокой, значит не мог петь в этот день дома, как описывал вечер Тюркин. В личном разговоре Мончинский подтвердил посещение Глубокой, расположенной относительно недалеко от места пикника на Иркуте.

В нескольких своих статьях М.Цыбульский приводит рассказ Мончинского о разговоре со старушкой в Большой Глубокой, но отказывается признать как факт. Читаем: «Любитель творчества Высоцкого из Улан-Удэ Ю.Ботоев знает эти места с детства, и несоответствие, на которое я не обратил внимания, он заметил сразу. «Большая Глубокая действительно находится по Култукскому тракту, — писал он мне. — Но Высоцкий там быть не мог, поскольку это вовсе не по дороге на Листвянку! Это по карте видно».
Насчёт «я не обратил внимание» сказано слишком сильно: чтобы «обратить», надо знать, на что. Не вина автора, что он не знает этих мест. Вина в произвольном отбрасывании свидетельства Л.Мончинского, сопровождавшего Высоцкого в этой поездке, в пользу неуместного цитирования замечания Ботоева о другой поездке.
Когда это было написано впервые, один изнас, тоже хорошо знающий эти места, высказал мнение, что поездка Высоцкого в окрестности Байкала могла быть не одной. Высказывание осталось без ответа. Но вот подтверждённый факт: по Култукскому тракту Высоцкий тоже ездил, за Чистые ключи, к месту пикника в районе паромной переправы на Моты, а судя по рассказу Мончинского – и дальше, до Глубокой. Но очевидно, М.Цыбульский снова «не обратил внимания» на этот факт.
Култукский тракт очень живописен, и по характеру дороги резко отличается от Листвянского. Не удивительно, если перед возвращением спутники решили прокатить гостя в сторону Култука. Ставили ли они задачу добраться до Байкала – ещё почти час по серпантинам, да не доехали потому что поздновато выехали, или просто хотели проехать десяток-другой километров по тракту и олказались в той же Б.Глубокой – всё может быть.

Мончинский продолжает: «... перед самым выездом из поселка на трассу - увидели стоящего у обочины человека.
Он поднял руку. Водитель Толя хотел не заметить, но Высоцкий попросил - Возьмем его... Открылась дверца. Вместе с улыбкой Гиви (так звали нового пассажира) принес в салон бодрящий запах коньяка...
- Здравствуй! Садись!
Гиви Сел. Раздался треск...» - эпизод отличается в деталях не только от рассказа Тюркина, но и не вполне соответствует рассказу о Б.Глубокой самого Мончинского, но ведь они могли при отъезде с острова, взять провинившегося «гуляку» с собой, или подхватить его, голосующего на тракте, на обратном пути.
Версия не подтверждается фотодокументами, но и не опровергается. А вот петухи ещё пропоют своё веское слово.
Мончинский: «Поехали; Толя!
...А вечер был чудный, такие вечера не часто случаются в Иркутске. И ночь обещала стать замечательной. Все молча сидели вокруг стола. Владимир Семёнович побрился,
вышел из ванной, спросил:
- О чем грустим?
- Так вот, гитара...
- Это точно. Не удалась у нее судьба. Другой в этом доме не найдется?
Он пел до первых петухов. Когда они заголосили в поселке Боково, приветствуя высокими, чистыми голосами молодой рассвет, Владимир Семенович отложил гитару:
- Через пять часов вылет. Отдохнем».

Так была ли ночь в Большой Глубокой? И когда улетал Высоцкий? Если через день, как рассказал Тюркин, то обе ночи вписываются в рассказ: с Иркута – «к старушке в Глубокую», потом – домой, поспать, а последний вечер – с гитарой у Мончинского. Оба раза до петухов. А если, как описал Мончинский, улетал на следующий день, то беседа со старушкой продолжалась недолго, а петухи сигналили отбой только в Боково.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 17-01-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 17-01-2011 22:13     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение

Высоцкий с Любой в квартире Мончинских. Адрес абсолютно точный: Хозяин квартиры снял фото со стены своего кабинета и подарил одному из авторов данной статьи. Правда здеь не оригинал, который «утонул» среди моих залежей материалов, а плохая интернет-копия, как и фото, представленное в подборке клуба «Вертикаль».
А вот день, когда сделан снимок – Леонид Васильевич забыл назвать: это мог быть вечер перед отлётом в Бодайбо, т.е. за два дня до Дня рождения Любы, а могло быть день после возвращения из Нижнеудинска. Ясно одно: девочке на фото тсполнилось 12 лет и снято между 15-м и 20-м июня, но не 16-17-го. По виду фото можно добавить деталь – снято при искусственном освещении, но не со вспышкой.

АЭРОПОРТ
(20-е июня?)

Внизу мы видим фото в Иркутском аэропорту. Здесь много разных лиц относящихся к разным группам.
Верхний ряд. Слева: Высоцкий и оба Вадима Тумановых. На заднем плане персонаж, похожий на того, что стоит слева за спиной у Туманова-младшего на фото Высоцкого с винтовкой (на острове, за день до отлёта). Тогда всю эту серию фото надо относить к проводам при отлёте Высоцкого из Иркутска в Москву. Правое верхнее фото. Неопознанное авторами лицо беседует с Высоцким. Между ними А.Тепляков - военпред, иркутский авиазавод. Из-за плеча Теплякова выглядывает улыбающийся драгёр артели «Лена» Леонид Солодухин - может вместе прилетели из Бодайбо и он задержался в Иркутске, а может случайно встретился в а/порту - каких только встреч не случается в портах и на вокзалах.
Нижний ряд, левое фото: Солодухин, Тепляков, Высоцкий, правее пожалуй можно узнать неизвестного на пароме, который стоит между Тюркиным и Высоцким. Нижнее правое фото: Тепляков, Леонид Солодухин - берёт автограф. На заднем плане персонаж, с которым разговаривал Высоцкий на фото вверху. По словам иркутского высоцковеда Андрея Остапенко (в устном разговоре с одним из авторов), Тепляков - это тот самый «Майор, постреляй!», который слишком настойчиво приставал к Высоцкому на домашнем концерте у Мончинского. А может быть свой «майор» есть в каждом городе, как и «баню с пассатижами» принимали за свою во многих городах.
Нижний блок. На левом фото Туманов-младший, Палей, Высокий. На правом: Высоцкий, Палей.

Вскоре после отлёта из Иркутска и др. "не столь отдалённых мест", П.Палей перебрался в США, притом, не с пустыми руками. По его словам именно он привёз в Штаты фильм о Высоцком «Пророков нет в отечестве своём», который демонстируется по одному из "русских" каналов американского телевидения дважды в год: 25.01 и 25.07. В системе русского телевидения он и работает (или работал, по крайней мере до начала 2000-х, когда эту фамилию один их соавторов слышал в бытность свою в Нью-Йорке).


В заключение демонстрируем дубль одного снимка в чёрно-белом и цветном вариантах, в отношении которого мы затрудняемся определить место съёмки. Слишком мало посторонних деталей, чтобы утверждать, но просматривающиеся на заднем фоне гаражи и характерный бетонный забор с «потусторонним» деревом (за забором – парк), позволяют думать, что это двор дома, где стоял автомобиль Л.Мончинского, Иркутск-2, по старинке-"Боково".

В завершение статьи мы показываем читателям автора большинства снимков, о которых идёт речь в нашей статье и показавшего нам неделю жизни великого поэта и артиста. Но здесь журналист, писатель, сценарист, работник артелей Туманова «Витим», «Лена», «Печора» и охотник-любитель Л.Мончинский не в рабочей, а в "боевой" ипостаси: с добытой на охоте рысью.

И, наконец, поясняем особо любознательным странные местные названия. Трактами с петровских времён называют в Сибири магистральные дороги. Слово «шоссе» в Сибири пока не прижилось, тем более, что и по качеству наши «магистрали» стали приближаться к шоссе только в последний десяток лет.
Знаменитая в прошлых веках «Владимирка», из Москвы, на Владимир и дальше в Сибирь, у нас зовётся «Московский тракт». Соответственно в Листвянку ведёт Листвянский тракт. В угоду туристам-однодневщикам, которые других мест на Байкале не посещают, Листвянский тракт иногда называют просто Байкальским трактом, хотя на Байкал из Иркутска ведут три тракта.
В частности, в посёлок Култук, на южной оконечности Бакала, ведёт Култукский тракт.
«Поселок Култук и протекающая через него река берут название из тюркского языка, буквально это слово означает подмышка, также - угол, тупик, залив моря или озера. Вот как писал о реке в 1675 г. Н. Спафарий: "На самом Култуке есть река Култушная, и там пристанища есть, а Култуком называют самый край узкий Байкальского моря, где оно кончается".(Михаил Крайнов, Иркутск, 27 сентября 1999 года http://www.transsib.ru/trip-baikal1.htm )
Он же (http://www.transsib.ru/trip-baikal2.htm): «Станция Глубокая Восточно-Сибирской железной дороги, расположена в 75 километрах от Иркутска на р. Левая Большая Олха. Находящийся в нескольких километрах поселок Большая Глубокая возник в начале XIX века в ходе прокладки тракта через Хамар-Дабан в Монголию. Название "Олха" предположительно идет от бурятского слова алаха - убить, колоть, забивать. Возможно, местность отличалась богатством зверя или рыбы, добываемых древними охотниками, рыболовами.

На карте: вверху – Бодайбинский район, внизу – южная оконечность Байкала. По ходу железной дороги («Транссибирская магистраль») выделены городки Нижнеудинск и Зима. Для оценки расстояний напомним, что длина Байкала ок. 700 км, ширина – до 70.

А теперь попробуем «привязать» события к дате, опираясь на датированное фото Барчик-Хомолхо 16-17.06. В соответствии с описаниями С.Зимина и Л.Мончинского получается:

Приезд/Байкал –14.06
Бодайбо – 15.06
Участки - 16.06-17.06
Иркутск/Нижнеудинск - Зима/Иркутск -18.06,19.06
Ключи/Иркут – 20.06
Отлёт - 21.06


С учётом нестыковок в рассказах разных участников, возможен сдвиг последних дат на +1-2 дня.


В заключение благодарим Леонида Васильевича Мончинского, Клуб любителей творчества В.С.Высоцкого «Вертикаль» и Алесея Журавлёва за те снимки, которые были предоставлены в наше распоряжение.

[Это сообщение изменил GDB (изменение 18-01-2011).]

[Это сообщение изменил GDB (изменение 18-01-2011).]

IP: Logged

Pavel Evdokimov
Member
написано 18-01-2011 17:43     Просмотр личных данных: Pavel Evdokimov   Написать письмо: Pavel Evdokimov     Изменить/Удалить сообщение
Гена, выходит, что запись дома у Мончинского была сделана не в сам день рождения Любы???

[Это сообщение изменил Pavel Evdokimov (изменение 18-01-2011).]

IP: Logged

Pavel Evdokimov
Member
написано 18-01-2011 17:44     Просмотр личных данных: Pavel Evdokimov   Написать письмо: Pavel Evdokimov     Изменить/Удалить сообщение
Да!!! И ОГРОМНОЕ СПАСИБО авторам за титанический труд, проделанную работу и очень интересный материал.

IP: Logged

vitakh
Member
написано 18-01-2011 22:10     Просмотр личных данных: vitakh   Написать письмо: vitakh     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, замечательно! Эту ссылку http://www.irrkut.ru/vospominania/Zimin-VV-Bodaybo.htm в тексте надо исправить на http://www.irrkut.narod.ru/vospominania/Zimin-VV-Bodaybo.htm .

IP: Logged

GDB
Member
написано 19-01-2011 12:41     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Павел, спасибо за оценку "титанический"!

Что же касается вопроса о концерте, то в д.р. Любы они были на участках, это точно. Я планирую заняться концертами позже, рассчитываю на возможность поездки в Иркутск, но что-то очень давно рассчитываю А сейчас Сергей анализирует записи, может найдёт что-то более опредёлённое.

Виталий, спасибо за оценку и найденную ошибку в ссылке, исправлю. но
Читатели пока могут пользоваться вашей поправкой.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 19-01-2011 12:46     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Труд, конечно, фундаментальный. Просто преступление не "издать книжонку". Надо обязательно сделать вставку с картой на разворот(картами), на которой (ых) показать МАРШРУТ ВВ. Цифрами обозначить места фотографирования, понятно, что эти же цифры будут на соотв. фотках по ходу очерка.
Не упомянута книжка "Но остались ни с чем егеря". "Посвящается жене, соратнику и другу Римме Васильевне Тумановой, вынесшей вместе с мужем тяжелейшие испытания. И да хранит её Господь!" Составитель - Игорь Кохановский. Библиотека альманаха "Весы", Москва 1992г.
Авторы: Игорь Кохановский, Леонид Мончинский, Виктор Леглер, Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий ("Был побег..." и "В младенчестве нас матери пугали..."), Геннадий Комраков, Генрих Падва, Вадим Туманов. Если по диагонали, то 1-2 снимка обязательно подойдут для "книжонки". Гена, я не жлоб (:-) -на пару месяцев дам книгу, если нет у Вас её, для работы над "книжонкой". Книгу мне подарил Арон Эпштейн в Харькове в августе 93-го, когда я на неделю приехал туда. Тираж книги - 50 тыс. экз.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 19-01-2011 01:02     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Для ещё более фундаментального труда во вступлении следовало бы, на мой взгляд, хотя бы кратко, но чуть подробнее рассказать о Туманове, благо - материалы есть. При величайшем уважении к Мончинскому -больше о Туманове.

IP: Logged

GDB
Member
написано 19-01-2011 01:18     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Фото перенесено

[Это сообщение изменил GDB (изменение 06-03-2011).]

IP: Logged

GDB
Member
написано 19-01-2011 01:41     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Лион, спасибо, но эта книга у меня есть и я её внимательно читал. А вот насчёт списка литературы, спасибо, напомнили. Займусь. Правда, кое-что выяснилось из личных разговоров, телефонных звонков, а кое-что я, как старожил Иркутска и области и сам знаю, поэтому только литература не исчерпает тему.

Что же касается карты, то она в статье есть, районы пребывания - выделены. Не думаю, что нужна более подробная.
Фото дома, где жил Мончинский и останавливался Высоцкий, Иркутск-2, ул. Сибирских партизан, 4, кв.27 - известно, на этом фото даже моё (бывшее) окно видно Могу выложить "до кучи", да форумского места жалко. Вышлю по личке, если у Вас нет.

IP: Logged

vitakh
Member
написано 19-01-2011 02:32     Просмотр личных данных: vitakh   Написать письмо: vitakh     Изменить/Удалить сообщение
(Перенёс ссылки на пересказ Евгением Майбурдом книги Вадима Туманова в "Современники Высоцкого", чтобы не разбавлять тему).

[Это сообщение изменил vitakh (изменение 19-01-2011).]

IP: Logged

Larisa Simakova
Member
написано 19-01-2011 11:07     Просмотр личных данных: Larisa Simakova   Написать письмо: Larisa Simakova     Изменить/Удалить сообщение
Геннадий, надо же это все издать, нельзя же чтобы это все просто так растащили, да еще переврали сто раз...
Какие перспективы в этом плане?
Хотя Лион уже об этом написал (только сейчас прочла)...

[Это сообщение изменил Larisa Simakova (изменение 19-01-2011).]

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 19-01-2011 21:37     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
На стр.100 "Но остались..." по-моему редкая фотография ВВ с его надписью: "Дорогой Вадим!
Счастлив что перехлестнулись наши судьбы!
Добра тебе, Римме и Вадику!"
Подпись.
Под фотогр. написано: Владимир Высоцкий. 1974г.
Не знаю, как вы, уважаемые авторы, но я бы в данном материале процитировал эту страницу .

IP: Logged

Pavel Evdokimov
Member
написано 20-01-2011 13:08     Просмотр личных данных: Pavel Evdokimov   Написать письмо: Pavel Evdokimov     Изменить/Удалить сообщение
==Под фотогр. написано: Владимир Высоцкий. 1974г.==

А та самая фотография-то сделана в 1976-м году!

IP: Logged

GDB
Member
написано 20-01-2011 15:44     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Larisa Simakova, написано 19-01-2011 11:07 : «Геннадий, надо же это все издать...»

Лариса, мы тоже считаем, что статью надо издать, потому и представили нашу работу в «Купола». Выход альманаха задержался, но нам говорят, что задержка временная, т.е публикация не отменена. А сейчас мы показали статью потому, что Алексей Журавлёв выложил снимки из фондов «Вертикали», но без систематизации и пояснений, вот мы и поделились своими наработками.
Считайте, что это наш вклад к дню рождения Высоцкого Кое-что пришлось изменить по сравнению с исходным вариантом – ясно, что такой срок не прошёл бесследно.

А самое интересное на сегодняшний день то, что на днях мой товарищ ещё с иркутских времён, однокашник по мединституту, прислал мне НЕИЗВЕСТНЫЙ снимок Высоцкого этого периода! Качество фото, видимо изначально невысокое, да и 35 лет оставили след на старом отпечатке, но это не вариант кадрирования известных снимков, а именно новый снимок.

Сейчас я пытаюсь выяснить, действительно ли это фото – неизвестное, и тоже ли из снимков Мончинского или чьё-то ещё, ведь на фото с винтовкой видно, что был и другой человек с фотоаппаратом, а, наверное, и не один, после чего покажу это фото коллегам. Думаю, что снимок станет основным украшением статьи.

IP: Logged

Larisa Simakova
Member
написано 20-01-2011 18:37     Просмотр личных данных: Larisa Simakova   Написать письмо: Larisa Simakova     Изменить/Удалить сообщение
Геннадий, я имела ввиду "издать книжонку". После "Куполов", разумеется. Потому что такое количество фотографий с такими подробностями должны быть в ОТДЕЛЬНОЙ книжке. Пусть бы хоть такой тонкой тетрадкой, какие Вагант выпускал. Не знаю, правда, как там качество фотографий можно ли соблюсти...

IP: Logged

GDB
Member
написано 20-01-2011 21:24     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Ага, Лариса, у Вас такой опыт есть с изданием "Парада" - книжка пошла в свободное плавание, а автора забыли на берегу (какой уж смайлик поставить, печальный или улыбку?)

IP: Logged

Larisa Simakova
Member
написано 21-01-2011 12:10     Просмотр личных данных: Larisa Simakova   Написать письмо: Larisa Simakova     Изменить/Удалить сообщение

IP: Logged

GDB
Member
написано 06-03-2011 23:02     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Подправил и исправил несколько блоков. На очереди два последних - жду некоторых уточнений: обещаны долполнительные данные, но ещё не получены.

IP: Logged

Роланд
Junior Member
написано 10-03-2011 19:01     Просмотр личных данных: Роланд   Написать письмо: Роланд     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо, уважаемомый GDB, за интереснейший материал и кропотливую работу!!!

Я несколько раз бывал в Иркутске, в командировке на авиазаводе... И в один из первых приездов (летом 2000г), коротая перерыв, бредя через сквер перед проходной завода, наткнулся на мемориальную табличку на доме (номер не помню, но очень похож на адрес приведенный Вами выше - ул. Сибирских партизан,4, я сам тогда жил в заводской гостинице на Партизанах)... На табличке портрет Высоцкого и надпись, гласящая о том, что с балкона этого дома, летом 1976 года Владимир Высоцкий пел свои песни.
Местные рассказывали, что перед домом собралось тогда много народа и Высоцкий долго пел!
Хотелось бы узнать от эксперта - так ли это было на самом деле. И если да, то поподробнее, если это возможно!..

IP: Logged

GDB
Member
написано 11-03-2011 15:48     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Вот эта улица, вот этот дом, и доска на нём:

Уважаемый Роланд, я не знаю, кто может быть экспертом в данном вопросе. То, что Высоцкий пел на балконе нашего дома это, безусловно, факт. С деталями - много хуже. Я знал об этом ещё тогда, когда жил в Иркутске.
Как я неоднократно сообщал, меня, к сожалению, в тот вечер дома не было, то ли был в командировке, то ли в отпуск уезжал, или просто на ночном дежурстве. Об этом выступлении мне рассказали спустя много лет. Сам Мончинский подтвердил мне, что Высоцкий пел на балконе, но деталей мы тогда не обсуждали, что-то типа: «Правда?» «Да, правда». Подтверждали и соседи.
Вот один из рассказов, наиболее похожий на правду: http://pressa.irk.ru/friday/2005/30/003002.html . С этой соседкой Кларой Коржец мы были знакомы.
Было ли это в день перед отлётом, о котором рассказывают А.Тюркин и Л.Мончинский (см.выше, запись того концерта см. здесь: http://www.shanson-plus.ru/forums/index.php?s=c2d3b42a9d0ace8e77b175da32ea9d82&showtopic=77517
или был ещё эпизод – с достоверностью установить трудно. В интервью В.Рубану «Золотоискатели считали Высоцкого своим», АиФ http://www.aif.ru/aif/old/show.php/927/art009.html Мончинский рассказывает о вечере сразу после приезда из Нижнеудинска и о длительном выступлении, тогда пение и запись перед отлётом надо считать другим эпизодом.
Полагаться только на литературные «воспоминания» ненадёжно. Кто-то подзабыл, кому-то нужен красивый рассказ. Вот и здесь о «стычке» в Бодайбо Мончинский рассказывает иначе, чем в своём первом очерке где упоминался этот случай, а Рубан, даже название улицы переврал.
Туманов говорит, что Высоцкий на балкон не выходил, но свидетели-то есть, и не один.

Наиболее вероятно, что Высоцкий пел при открытых окнах, а когда собралась толпа, вышел на балкон и спел несколько песен для публики.

Я пытался уговорить знакомых иркутян побеседовать с Тепляковым и Тюркиным, но пока безрезультатно.

IP: Logged

GDB
Member
написано 11-03-2011 15:58     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Что-то "не сработало", по ссылке открылся весь список выступлений, а "концерт у Мончинского" должен открыться здесь: http://www.shanson-plus.ru/forums/index.php?showtopic=80500&lnk=461771&

IP: Logged

Роланд
Junior Member
написано 12-03-2011 10:25     Просмотр личных данных: Роланд   Написать письмо: Роланд     Изменить/Удалить сообщение
Спасибо за ответ и пояснения, уважаемый GDB!

IP: Logged

GDB
Member
написано 28-05-2011 12:25     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Только что получил письмо от С.Зимина, главного инженера артели. Он дал пояснения по нескольким снимкам, в связи с чем внесены изменения в разделы "Бодайбо", к подписи у памятника "Жертвам ленского растрела", и в Нижнеудинске.
Если кто-то копировал материал, надо внести соответствующие изменения.
Благодарим С.Зимина за уточнения!

IP: Logged

evd1969
Junior Member
написано 10-08-2011 23:44     Просмотр личных данных: evd1969     Изменить/Удалить сообщение
У меня вопрос к публикатору данного материала - а почему не все фотографии Вашей статьи открываются для просмотра?

IP: Logged

GDB
Member
написано 24-03-2012 14:29     Просмотр личных данных: GDB   Написать письмо: GDB     Изменить/Удалить сообщение
Дополненный и уточнённый материал опубликован в альманахе "ВВ-73" Экземпляр подарен В.Туманову - в его артель приезжал Высоцкий.

Вадим Иванович порадовался и поблагодарил за подарок.

Раскрытие картинок зависит не от автора публикации, а от работы сервера, на котором размещён снимок, качества инет-связи и работы компьютера читателя. А может и от погоды?

[Это сообщение изменил GDB (изменение 25-03-2012).]

IP: Logged

Владимир Пронин
Junior Member
написано 25-06-2012 12:56     Просмотр личных данных: Владимир Пронин     Изменить/Удалить сообщение
Здравствуйте, Геннадий Давидович! Вашу исследовательскую работу с фото разместим в экспозиции "Дома творчества В.С.Высоцкого" в г.Краснодаре. спасибо Вам и здоровья и здоровья.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 25-06-2012 17:24     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Уважаемый автор предыдущего письма! По какому адресу Вам выслать подарок-книжку по теме нашего сайта? Свой эл. адрес я не сообщаю, но можете выслать эл. адрес Г. Д. Бруку. Всего доброго!

IP: Logged

Владимир Пронин
Junior Member
написано 27-06-2012 14:44     Просмотр личных данных: Владимир Пронин     Изменить/Удалить сообщение
Уважаемый,Лион Надаль!Коллектив "Дома творчества В.С.Высоцкого и лично Руководитель проекта :"АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ" Сердюков Михаил Леонидович ( он же и создатель "ДОМА")рады с Вами познакомиться и надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами. Сообщаю, что дарителям будет отведено отдельное место в экспозиции, с указанием их Ф.И.О , страны и даты дарения. Пожалуйста, экспонаты подписывайте: "Коллективу "Дома творчества В.С.Высоцкого" г. Краснодара и далее в произвольной форме.Адрес:Россия, Краснодарский край, 352380 г. Кропоткин ул.Базовская,16,а/я 36. Руководителю проекта:"АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ" Сердюкову Михаилу Леонидовичу.

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 29-06-2012 18:06     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Отлично!

IP: Logged

Владимир Пронин
Junior Member
написано 29-06-2012 18:30     Просмотр личных данных: Владимир Пронин     Изменить/Удалить сообщение
Здравствуйте, Лион! Для заочного знакомства с руководителем проекта: "АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ"( он же создатель "Дома творчества В.С.Высоцкого " в г. Краснодаре), пожалуйста наберите в поиске- "АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ". С уважением Владимир

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 30-06-2012 01:44     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Хорошо! Только что запаковал бандероль (оказии нет в Россию), отправлю завтра -послезавтра заказную.

[Это сообщение изменил Лион Надель (изменение 01-07-2012).]

IP: Logged

Владимир Пронин
Junior Member
написано 30-06-2012 12:27     Просмотр личных данных: Владимир Пронин     Изменить/Удалить сообщение
-здравствуйте . Лион! Коллектив "Дома творчества В.С.высоцкого и руководитель проекта- "АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ" передают Вам привет. И снетерпением ждем вашего подарка о Владимире Высоцком. С уважением Владимир!

IP: Logged

Лион Надель
Member
написано 01-07-2012 12:33     Просмотр личных данных: Лион Надель     Изменить/Удалить сообщение
Завтра -послезавтра отправлю заказную бандероль(оказии нет). Всего доброго!

IP: Logged

Эта тема разбита на 2 страницы:   1  2 

Все время ET (US)

перейти к предыдущей теме | перейти к следующей теме

Только для администрации: Открыть тему | В архив/переместить | Удалить
новая тема  
Перейти к:

Свяжитесь с нами | Чертовы Кулички

Powered by: Ultimate Bulletin Board, Version 5.40
© Infopop Corporation (formerly Madrona Park, Inc.), 1998 - 1999.